«Бомбилы» с гаджетами
Если резюмировать многочисленные автофорумы, то можно составить некий рейтинг самых актуальных проблем, которые волнуют автомобилистов..Вновь всплывают два насущных вопроса, решения которых пока не видно: ОСАГО и ситуация вокруг нижегородского такси. И если первый касается исключительно автомобилистов, то второй – всех нижегородцев. В этом выпуске «МК в Нижнем» попытаемся отметить основные тенденции, вокруг которых происходит множество непонятных вещей. И поговорим о технических новшествах, появление которые также можно трактовать по-разному.
Хорошее против плохого?
Суть всех современных недоразумений в сфере такси лежит исключительно в законодательстве. Точнее, в псевдодеятельности некоторых депутатов Госдумы. Зачем им это надо – вопрос философский. На практике это приводит к многочисленным жалобам нижегородских таксистов, разбору которых мы посвятили два выпуска «На большой дороге». Теперь заглянем в высшие сферы.
Итак, был закон о такси, который посчитали несовершенным и решили переделать. По мнению тружеников «баранки», поправки, уже принятые Госдумой в первом чтении, сделают легальный извоз опасным и невыгодным. Изменения лоббировали два депутата: Лысаков и Москвичев, но лишь первый из них стал объектом недовольства, и его перечеркнутые портреты украшают многие автомобили такси. Самое интересное, что у проекта не было положительного заключения правового управления Госдумы. Тем не менее, «сладкая парочка» его умудрилась протолкнуть. Позывы, на первый взгляд, кажутся вполне благими: сделать цивилизованной эту непростую и криминальную во все времена сферу. Увы, цели новой реформы малопонятны, если не сказать, что вообще не понятны. Посмотрим, что не устроило правовое управление Госдумы. В первую очередь, это явные противоречия с действующим законодательством, неточность, а зачастую откровенная двусмысленность формулировок и полные «непонятки» в механизме регулирования и техническом регламенте.
Понятно, что если нужно навести порядок в этой сфере, то начинать следует с «бомбил». Новый законопроект вторгается в КОАП и вводит туда новую статью с расплывчатым названием типа «извоз без разрешения». По ней предполагаются немалые кары для частников, а вот ипэшники и юрлица остаются в стороне. Несправедливо как-то… А на практике это широкие возможности для импровизации с диспетчерскими службами. Т.е. фрахтовщиками машины такси выступают они, а не пассажир. В результате — кому предъявлять претензии недовольному потребителю? Получается, что диспетчеры вообще выпадают из-под железной лапы закона.
Копнем глубже. Диспетчерские службы относятся к сфере телекоммуникационных услуг. Таксисты платят им до 20 процентов от заказа за доступ к клиентской базе. Почему же они «нелегально» устанавливают, а по новому закону будут вполне легально определять тарифы на пассажирские перевозки? Мало того, в законопроекте непонятно, кто из органов государственной власти станет устанавливать дополнительные требования к бытию легальных таксистов. Ведь любой федеральный закон всегда дополняется местными, а иногда и «на потребу дня» законодательными актами.
Убрать конкурента… за госсчет.
Есть и вполне алхимические формулировки, которые можно трактовать двояко. Например, «в качестве условий получения государственной поддержки могут быть установлены дополнительные требования к цвету кузова легкового такси и срокам его эксплуатации, к водителям и специалистам перевозчика, а также к тарифу на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси». С одной стороны, все правильно: все автомобильчики такси должны быть одинаковыми и выделяться в транспортном потоке. И пассажирам, и стражам дорог удобно. С другой, здесь полный простор для «дружеского и коррупционного общения» между чиновниками и компаниями-перевозчиками. Если фантазировать в этом направлении, то получается поистине огромное поле деятельности для всяческих афер: самый простой — откаты через таксопарк. А при наличии «своей» карманной компании на рынке такси, за госсчет можно убрать всех ее легальных конкурентов и после этого быть единоличным владельцем в городе или регионе, то есть устанавливать свои штрафы.
К чему все это ведет? Мы уже писали о многочисленных «криках души» легальных таксистов, которые заявляют, что бросят платить подати и пойдут в нелегальные «бомбилы»! А поскольку в новом законопроекте про них забыли, то «нелегалы» оказываются во вполне привилегированном положении.
Железная пята глобализации.
Пока нижегородские таксисты массово не знают, что им делать, по России шагают новые технологии. Ситуация сама по себе абсурдна — возникает ощущение, что вместо того, чтобы властной рукой цивилизовать эту бардачную сферу, власть подбрасывает таксистам в лице бизнеса очередной гаджет-игрушку. Так, в столице вышло на рынок интернет–приложение Uber по самостоятельному вызову такси. Компания Google вложила в проект около 10 миллиардов долларов. Новшество уже сильно подпортило рынок такси в США и Евросоюзе и теперь атакует РФ. Московские диспетчеры сетуют на то, что никто не выдержит конкуренции при заявленных Uber 99 рублях минимального тарифа. С другой стороны, зачем на цивилизованном рынке лишние нахлебники?
Кстати, подобная ценовая политика возможна лишь за счет огромных вливаний корпорации с целью завоевания национальных рынков. Она держит максимальную дистанцию от клиента: ее не интересует ни качественный уровень, ни квалификация водителей. Настоящая «железная пята глобализации». Получается, что нет никакой ответственности в сфере, связанной с обеспечением безопасности людей. Впрочем, какая разница клиенту, когда ему срочно нужно куда-то доехать? Ведь, как говорится, пока гром не грянет — мужик не перекрестится. Посему деятельность этой компании была запрещена в Германии. А в российских реалиях подобные технологии оказались востребованы.
«Интерактивное такси» для планктона.
Теперь отойдем от законодательства и поговорим о других технических новинках. Известно, что в сфере услуг на рынке такси выживает тот, кто оперативнее выполнит заказ. Словно назло Uber на рынок вышел программно-аппаратный комплекс «Интерактивное такси» — детище логистической компании «Мадив». При помощи спутниковой навигации может мониториться чуть ли не в онлайн-режиме любой транспорт. Навигацией занимаются уже известные и популярные приложения «СитиГИД», «СитиГИД Такси», «Прогород», «Shturmann» и «Яндекс.Навигатор».
«Интерактивное такси» позволяет водителям самостоятельно выбирать заказы в удобной для них точке и оперативно туда добираться. Также в системе есть функция автоматического распределения заказов, которая подбирает ближайший к водителю адрес вызова. За проезд водитель может принять «наличку» или пластиковую карту – в системе предусмотрен терминал и даже Bluetooth-минипринтер для печати чека. А потенциальному пассажиру для вызова такси достаточно один раз зарегистрироваться в базе. Увы, система уже вызвала нарекания. В первую очередь потому, что она больше подходит столичному офисному планктону, чем среднестатистическому российскому обывателю.