Жители Северной столицы наверняка обращали внимание на засилье такси желтого цвета. А присмотревшись, с удивлением узнавали, что эти машины – не местные, относятся к 77-му региону, то есть к Москве. Корреспондент «Конкретно.ру» выяснил, зачем они выехали на наши улицы, где есть поребрик, но не бордюр…
«Еду тёщу встречать, имею право»
По словам замглавы Общественного совета при ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, главы НП «Петербургское такси» Александра Холодова, получив лицензию в одном регионе, чужаки преспокойно работают в другом. Он связывает эту практику с тем, что от Москвы таксисты получают субсидии, которых не дают в других местах. А потом пользуются привилегированным положением для «захвата» регионов. И Петербург – лишь один из «пострадавших».
– Полиция тоже ничего не может сделать, потому что формально разрешение на работу есть, – поясняет общественник. – А если поймать водителя за руку, он скажет, что приехал тёщу встречать, пусть даже из Москвы, имеет право. Но таких «зятьёв» слишком много, это целая система, целый бизнес.
Известно об этой проблеме и в Мариинском дворце, и в Смольном. Так, на заседании комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству петербургского ЗакСа в ноябре прошлого года начальник отдела организации пассажирских перевозок городского Комитета по транспорту Сергей Рыбак говорил, дословно:
«Жёлтые транспортные средства, с жёлтыми номерами, 77-го региона, зарегистрированы в Москве, получили субсидию в Москве на приобретение в лизинг транспортных средств, но перевозка пассажиров происходит на территории Петербурга».
Как отмечал чиновник, заезжие таксисты имеют право обслуживать пассажиров, в том числе, и из столицы, но нужно запретить им развозить петербуржцев по нашему городу. На этом фоне комитет предлагал выдавать лицензии только местным хозяйствующим субъектам.
Впрочем, на том же заседании коллеги раскритиковали Рыбака, отметив, что запрет выдавать лицензии иногородним такси ограничивает конкуренцию. А глава комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству ЗакСа Алексей Макаров указал, что на региональном уровне можно предусмотреть лишь свою цветовую гамму (отличную от жёлтой московской) и ввести планку по максимальному количеству таксомоторов в Северной столице.
Часть этих идей (касательно цвета) получила развитие в мае этого года. Комитет по транспорту подготовил предложение о перекраске всех петербургских такси в белый цвет (первоначально предлагалось в белый, серебристый или серый). Правда, всё это до сих пор остается лишь на уровне идеи. Предполагается, что соответствующий законопроект депутаты рассмотрят в трёх чтениях до конца 2017 года, ну а затем его подпишет губернатор. Плюс ко всему таксистам дадут отсрочку для перекраски до конца действия нынешних разрешений на таксомоторную деятельность, выдаваемых на пять лет. То есть, даже с учётом того, что закон весьма вероятно примут, некоторые местные извозчики ещё смогут работать какое-то время по-старому, и ничего не поменяется.
Корреспондент «Конкретно.ру» пообщаллся с участниками рынка такси, как в Петербурге, так и в Москве, чтобы выяснить, кто страдает от возникшей ситуации.
У Москвы претензий нет
О субсидиях на кредиты и лизинг для таксистов можно прочитать на сайте департамента транспорта Москвы. Там не скрывают, что «такая практика в России внедрена только в столице», и она пользуется большим спросом. В 2016 году московские таксомоторные компании претендовали на более чем 150 млн рублей субсидий, в 2015 году получили 95 млн.
В департаменте транспорта Москвы нам подтвердили факт работы в городе на Неве машин, получивших разрешения на таксомоторную деятельность в столице.
– Но параллельно они получили такие разрешения и в Петербурге, – добавили там. – Осуществление такси-услуг на территории обеих столиц при условии получения соответствующих разрешений не противоречит законодательству.
Подробной информацией о работе «жёлтых» в других регионах в столичном ведомстве не располагали, равно, как и данными об использовании московских субсидий не по назначению.
По последним данным из столицы, там действует 47,8 тыс. разрешений на таксомоторную деятельность. Сайт Комитета по транспорту Петербурга рапортует о чуть менее 36 тыс. действующих разрешений в Северной столице. В пресс-службе городского ведомства нам рассказали, что вся информация о городских лицензиях для такси содержится в реестре. Из него можно узнать, что подавляющее число разрешений – порядка 90 %, имеют местную «прописку». Ещё пара тысяч машин зарегистрирована в Ленобласти, и лишь несколько сотен в Москве.
При этом многие москвичи в петербургском реестре представлены мелкими ООО с уставным капиталом от 10 до 50 тыс. рублей. Среди них не видно ни одного из лидеров, которые, по словам экспертов, пришли на петербургский рынок с сотнями машин: ни Такси 2412, ни ASAP (бренд Nexi). А значит, кто-то всё же ездит «встречать тёщу из Москвы» и достаточно регулярно.
Их тысячи…
Как сообщил нам генеральный директор ASAP (бренд такси NEXI) Александр Стариков, став крупнейшим игроком на московском рынке, компания задумалась и о потенциале регионов. При этом «хорошие коммерческие условия по поставке автомобилей исторически сложились в Москве», из-за чего получение номеров происходит именно там, а ограничений по локации авто в нынешних правилах регистрации нет.
Точное количество «московских» такси NEXI в Петербурге в компании не афишируют, но не скрывают, что их сотни. Утверждая при этом, что «те автомобили, которые получили субсидии в Москве, передвигаются только по Москве», а те, что работают в Петербурге, «фактически имеют две лицензии».
Представители «Такси 2412» не смогли предоставить комментарий по теме. Но неофициально один из сотрудников компании признал, что счет их машин с «московской пропиской» в городе на Неве идет на сотни и даже больше.
Представитель агрегатора GetTaxi Russia Алена Балакирева также считает, что по петербургским улицам колесит больше тысячи машин со столичными номерами.
– Главное – иметь и местную лицензию, – отметила она. – А с точки зрения потребителя можно даже порадоваться: москвичи закупаются новые, красивые машины…
В свою очередь PR-менеджер компании «Таксовичкоф» Елена Голикова сообщила «Конкретно.ру», что ничего противозаконного в том, чтобы машины были зарегистрированы в одном регионе, а оказывали таксомоторные услуги в другом, в принципе нет. Если, конечно, эти такси проходят все необходимые проверки и соответствуют техническим требованиям. Если же говорить о конкуренции со стороны москвичей, «Таксовичкоф» спокойно чувствует себя на петербургском рынке и после их прихода.
– Мне известно, что такси с московскими номерами есть в Петербурге в достаточно большом количестве, однако достоверной информации о том, что на эти автомобили были получены льготы из московского бюджета у меня нет, – отметила исполнительный директор Ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская.
По словам администратора группы «Союз таксистов Петербурга» Романа Суровцева, слухов о столичных такси ходит много:
– Эти номера можно увидеть в любом городе России… И то, что столичные власти выделяют субсидии для компаний-перевозчиков, всем давно известно. Но обвинять в использовании дотаций не по назначению я не могу. Дотации получают столичные компании, отчисления налогов поступают в казну Москвы, а в каком городе России используются автомобили, уже личное дело предпринимателей, – полагает он.
Член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова сообщила, что нынешняя практика связана с запутанными схемами получения разрешений на таксомоторную деятельность и плохими условиями лизинга в регионах на фоне отлаженной системы в Москве.
А вот глава Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов предположил, что некие компании выступают организаторами такого бизнеса, сдавая «московские» машины в аренду всем желающим.
Что в сухом остатке? С одной стороны мы видим демпинг москвичей на рынке Петербурга и других городов, от которого страдают местные таксисты. Хотя нашим потребителям – оно, может, и к лучшему: конкуренция ведет к снижению цены, «москвичи закупаются новые, красивые машины» .
Наиболее пострадавшими от этой ситуации, как ни странно, оказываются сами москвичи. Когда в столице выдается лицензия (а в ряде случаев, вероятно, и субсидия), предполагается, что машина будет работать на благо жителей российской столицы. Однако часть автомобилей оправляется кочевать. А учитывая, во сколько раз Москва больше Петербурга, соотношение действующих лицензий такси 47,8 тыс. (из которых не известно сколько уезжает «налево») к 36 тыс. вызывает, по меньшей мере, удивление.