Тема безопасности особенно остра в сфере таксомоторных перевозок. Можно предположить, что из-за большого количества полутеневых перевозчиков и частников-«бомбил», работающих на рынке.
Ведь любая громкая история о пассажирах, не довезенных до пункта назначения или пострадавших от неправомерных (а иногда и криминальных) действий водителя, как правило, имеет именно такие корни. Несмотря на многочисленные попытки властей как-то «осветлить» и упорядочить функционирование этой сферы в России, и в Петербурге в частности, ситуация почти не улучшается.
На этом фоне официальное объявление одной из крупных питерских таксомоторных компаний о новой услуге по перевозке детей без сопровождения взрослых можно считать знаковым событием. Причем не только для горожан, пользующихся услугами такси, но и для отрасли в целом.
Перелеты детей без сопровождения взрослых под присмотром авиакомпании, еще несколько лет назад относившиеся скорее к разряду экзотики из «ненашей» жизни, сегодня стали почти обыденностью. Но доверить чадо «под расписку» авиакомпании — одно, а посадить его одного в такси — совсем другое. На такое не всякий родитель отважится. С другой стороны, у многих просто нет выбора…
— Не всегда родители могут вырваться с работы, чтобы отвезти ребенка на секцию или в музыкальную школу, и мы готовы помочь им с решением этого вопроса, — так прокомментировал внедренную услугу представитель таксомоторной компании Виктор Соловьев. — Поскольку чаще всего потребность в данной услуге возникает с началом школьной жизни у ребенка, мы решили оказывать ее пассажирам с семи лет.
Прежде чем объявить о новом сервисе, в компании провели исследование этого сегмента рынка, потенциально оценив его примерно в 40 млн рублей (при условии, что только 1% учащихся с 9 до 14 лет пользуются такси раз в неделю в одну сторону в течение пяти месяцев, при этом средняя стоимость поездки составляет 300 рублей). Перевозчика вдохновил и тот факт, что среди опрошенных в процессе исследования пассажиров с детьми около 40% выразили готовность воспользоваться услугой перевозки детей без сопровождения взрослых в ближайший учебный год. В компании поставили цель — завоевать 45% «детского» рынка…
Нельзя сказать, что эта услуга в Петербурге абсолютная новинка: порядка 15% опрошенных клиентов признались, что пользовались подобным сервисом хотя бы раз в месяц. Но она, если и предоставляется таксомоторными перевозчиками северной столицы, то чаще «втихую», без объявления на официальных сайтах. Вероятно, из-за большой ответственности, которую не все компании готовы взять на себя публично.
В компаниях, которые в последнее время заявили об услуге «Автоняня» («Городское такси 068», а также «Такси Дешево», Protaxi, «Ведерко», Lady taxi, «Эффект», «Главтакси СПб» и некоторые другие), эту ответственность, похоже, осознают. «Здесь мало просто оказывать услугу — необходимо быть уверенным в каждом своем действии, начиная с компетентности водителя, который заберет и привезет ребенка именно туда, куда необходимо, его умения общаться с детьми, и заканчивая работой службы информирования. В течение нескольких месяцев готовились юридическое, технологическое и диспетчерское сопровождение, чтобы родители могли наблюдать перемещение машины в реальном времени», — поясняет Соловьев.
Надо отметить, что менее трети машин из парка этого предприятия были брендированы как «детское такси».
Как рассказывают петербургские перевозчики, спрос на поездки детей без сопровождения взрослых стабильно растет. Чаще всего родители отправляют детей в школу, на дополнительные занятия и к бабушкам-дедушкам либо на такси отвозят их домой. Они отмечают также большой интерес петербуржцев к автоняням, способным по заданию родителей встретить и проводить ребенка.
Несмотря на красочно расписываемую перевозчиками востребованность детского такси, совершенно очевидно, что сегмент детских перевозок в общем объеме (в Петербурге, по разным оценкам, от 30 до 45 млрд рублей в год) весьма невелик и доходы от него вряд ли сопоставимы с уровнем дополнительных хлопот и ответственности. Тем не менее петербургские таксисты весьма активно осваивают новую для себя роль автонянь. Возможно, потому что понимают: подобные сервисы — это еще один плацдарм, на котором легальные перевозчики с собственными автопарками и налаженным предрейсовым контролем могут «отстроиться» от многочисленной армии нелегалов и партнеров онлайн-агрегаторов на дорогах нашего города.
На днях комитет по транспорту, ООО «Городское такси 068» и Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр заключили соглашение об информационном взаимодействии в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Петербурга. Отныне служба заказа этой компании-перевозчика будет передавать в региональную навигационно-информационную систему данные обо всех такси, подключенных к системе, а также регулярно проверять соответствие их разрешений городскому реестру. Такси, не имеющему действующего разрешения, доступ к сервису будет прекращен.
Впрочем, первое подобное соглашение город заключил в январе как раз с онлайн-агрегатором — «Яндекс.Такси». Тогда же комитет по транспорту предложил всем службам заказа такси подписать аналогичные соглашения.