Многие таксисты в Подмосковье продолжают работать нелегально

Проблема «бомбил» существует давно. Участники рынка уверены: пока есть спрос на услуги нелегалов, искоренить это явление будет невозможно. Почему многие не спешат получать лицензию и выходить из «тени», разбирался корреспондент нашей газеты.

На свой страх и риск

Рано с утра в будни водитель Михаил подъезжает к остановке маршруток на своем кроссовере и ждет клиентов. До ближайшего метро в Москве — пять километров. Утром, когда все спешат на работу, такса — 100 рублей с человека. С двумя клиентами Михаил готов ехать.

«Легальные извозчики здесь не стоят – не выгодно. А я живу в Балашихе. Зарабатываю мало – в среднем, тысячу за день чистыми». Михаил работает в часы пик. Разрешения на перевозку пассажиров у него нет – профессиональным таксистом себя не считает. Возит людей, пока «нормальная работа» не подвернется.

Михаил продолжает: «Я полгода как уволился с прежней работы, пока ничего найти не могу».

А вот для его соседей – на этом «пятачке» стоят около десяти такси – получение лицензии вообще невозможно. Обзавестись разрешением многие были бы и рады, но работать на собственных автомобилях по закону не могут, потому что они – иностранные граждане. Приходится возить пассажиров на свой страх и риск.

– Такие водители – основная проблема в сфере частного извоза, — говорит председатель московского профсоюза таксистов Александр Макаров..— Они не платят налоги, создают конкуренцию тем, кто работает официально. Я не говорю уж о том, что по меньшей мере опасно садиться в машину к неизвестному человеку. Здесь вопрос в несовершенстве законов. Поэтому ситуация что в Москве, что в Подмосковье, что в любом другом регионе нашей страны – одна. Вот, например, почему в Беларуси практически нет «бомбил»? А потому что там работать без лицензии чревато огромным штрафом либо конфискацией автомобиля. А все, что делалось у нас до сих пор, – это полумеры.

Конкуренция с нелегалами

Сегодня в Московской области 31,5 тыс. владельцев автомобилей, оказывающих на законных основаниях услуги такси. Еще столько же, по примерным подсчетам, извозчиков без разрешения. И те и другие жалуются на слишком большую конкуренцию на рынке.

«Я работаю у метро, — рассказывает частный извозчик Магомед. – Зачем мне устраиваться в фирму, которая только за то, что разрешает работать, будет брать с меня по полторы-две тысячи рублей в день? Многие столько не зарабатывают. Несколько человек, моих знакомых, не могли выполнять план и ушли из фирм. Вот «фирмачи» и заламывают цены. Я нередко вожу в область людей за 600 — 700 рублей. А со счетчиком получится в несколько раз дороже. Поэтому многие предпочитают «ловить мотор» прямо на улице, чем вызывать. И зачем мне тратиться на оформление лицензий?»

Магомед не знает о том, что лицензия таксиста в любом территориальном отделении областного Минтранса выдается совершенно бесплатно (в течение 30 дней). А интернет кишит всевозможными предложениями – от различных акций при оформлении документов до услуг по содействию получения патентов без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Стоимость подобных услуг – от 3 до 6 тысяч рублей. Да и о стоимости разрешения от фирмы Магомед рассказывает не все. На самом деле от полутора до двух тысяч рублей в день стоит аренда почти нового автомобиля такси в день, а не просто разрешения.

 

Не предпринимательство

Способов работать таксистом легально по закону всего два. Первый — оформить ИП с получением лицензии, второй — устроиться на работу в компанию, оказывающую услуги такси. Есть фирмы, которые за определенную плату помогают водителям получить необходимые документы. Речь идет фактически о консультационных сервисах или о компаниях, заключающих трудовой договор и занимающихся получением всех требуемых разрешений. При этом на практике водитель остается предоставлен сам себе, но с пакетом разрешительных документов в кармане. Мы позвонили в одну из служб такси, где нам подробно рассказали, за что они берут деньги.

— Оформление лицензии процесс достаточно трудоемкий, — говорит консультант компании. – Многие таксисты не хотят регистрировать себя как предпринимателей, например. Мы помогаем им, заключаем трудовой договор и в дальнейшем сами занимаемся оформлением разрешений. Покупать или продавать лицензию – противозаконно, наша компания всего лишь помогает желающим в их получении. Кроме того, мы обеспечиваем техосмотр, оформляем страховку. Какие преимущества сотрудничества с нами? Во-первых, все разрешения, полученные с нашей помощью, – легальны и подлинны. Во-вторых, каждый водитель получает выгодные условия подключения к сервису заказа такси через интернет.

Темные диспетчерские

Еще одна проблема сферы частных перевозок – «темные» диспетчерские службы. Сегодня, по словам Александра Макарова, в Москве и области до трети диспетчерских так или иначе не соответствуют нормам. Где нет автопарка, где не проводится медосмотр, где вообще диспетчерская служба работает на дому — это практически один человек с мобильным телефоном и ноутбуком. Такие диспетчерские по закону не являются таксомоторными компаниями. Это всего лишь деятельность по оказанию информационных услуг. Клиентами этих компаний являются таксисты, которые платят за каждый заказ от 10 до 20%. Никакой ответственности перед пассажирами такси владелец информационного сервиса не несет. Садясь в машину с «шашечками», пассажир часто не знает, кто его везет — сотрудник компании, которая отвечает по всем требованиям закона как перевозчик, или индивидуальный предприниматель с лицензией, который также несет ответственность, но уже как частник, занимающийся предпринимательской деятельностью. Но даже наличие всех документов не гарантирует, что водитель не получил их через сервисные фирмы, оставаясь и по своему менталитету, и по уровню ответственности, и по подходу к работе тем же «бомбилой».

Источник

 

Похожие новости