Широко распространенный в Европе и Америке сервис по краткосрочной аренде автомобилей, время пользования которыми может составлять даже не часы, а минуты, наконец-то «добрался» до России. В Москве и Санкт-Петербурге по системе каршеринга сегодня работает около 150 автомобилей. По оценкам экспертов, эта услуга составит конкуренцию такси в ближайшие 3-5 лет.
Классический каршеринг выглядит так: клиент один раз посещает офис компании по аренде автомобилей, заключает договор, предоставляет копию паспорта или водительского удостоверения. Далее через специальное мобильное приложение или карты в Интернете человек отслеживает свободный автомобиль. Затем нужно подъехать к месту стоянки машины и с помощью мобильного приложения или специального цифрового ключа открыть ее и завести. Завершить аренду можно в любом разрешенном для стоянки месте в черте города. Дальше авто найдет следующий клиент. Оплата происходит безналично, например, деньги могут быть списаны с мобильного телефона арендатора. Все расходы по страхованию автомобиля и топливу несет каршеринговая компания, штрафы оплачивает клиент.
Возможен и другой вариант каршеринга, когда автомобиль нужно забрать со специальной стоянки и вернуть на одну из стоянок сети. Конечно, компании, использующие такой тип каршеринга, предоставляют и услугу по перепарковке машины техником клуба, если планируется оставить арендованное авто в каком-нибудь другом месте. «Такая модель позволяет позиционировать сервис как замену собственному авто, клиент всегда может планировать свои будущие поездки и быть на 100% уверенным, что автомобиль ожидает его по указанному адресу, — рассказывает Антон Постольников, генеральный директор Streetcar. — Опасность же первой полностью автоматизированной модели каршеринга заключается в том, что в нужный момент машин рядом может просто не оказаться, и даже если клиенту повезло — автомобиль могут увести, пока тот до него добирается. Эта модель может быть подспорьем для клиентов в случае наличия у каршеринговой компании очень большого автопарка».
Средняя стоимость каршеринга в Москве приблизительно в полтора-два раза ниже стоимости услуг такси. Речь идет о 10 рублях в минуту, 600 рублях в час. 75% клиентов арендуют автомобили для поездок на личные и деловые встречи, в магазины. 25% клиентов используют каршеринговые автомобили как подменные на время ремонта их собственных машин
В больших городах огромное количество автовладельцев используют автомобили несколько раз в неделю. Львиную долю времени их машины стоят припаркованными на улицах и во дворах. При этом каждый собственник машины полностью несет все затраты, связанные с личным владением автомобилем — стоимость приобретения, обслуживания, ремонта, парковки, налогов, страхования.
Согласно европейской статистике, одна машина в системе каршеринга может заменить от 10 до 12 автомобилей индивидуального пользования. В Европе стоимость такой аренды в 3-4 раза дешевле услуг такси. «На Западе концепция каршеринга начала развиваться значительно раньше, чем у нас. Первый подобный проект был запущен в Швейцарии в 1987 году. На регулярной основе этой услугой пользуются несколько миллионов пользователей, и мы ожидаем, что к 2020 году европейский рынок каршеринга достигнет 15 млн пользователей», — говорит Алексей Волостнов, директор по развитию бизнеса в России компании Frost & Sullivan.
Что касается России, то рынок каршеринга у нас только начал развиваться. Первая компания, предлагающая услуги такого рода, появилась в Москве в 2013 году. Конкуренция пока невелика — ее фактически нет, однако и спрос (реально существующий) на подобного рода услуги также остается небольшим. «Вместе с тем перспективы развития этого бизнеса весьма неплохие. Предпосылками таким прогнозам служат введение платной парковки в центре Москвы и продление ее зоны действия до Третьего транспортного кольца, снижение числа парковочных мест и повышение стоимости парковки. Думаю, что основным препятствием на пути развития этой услуги является менталитет клиентов, которые не привыкли пользоваться машинами на условиях каршеринга. Перед операторами будет стоять задача «обучения» клиентов, вложения в продвижение и маркетинг, возможно, совместные программы с городскими властями», — говорит Волостнов.
С этим согласен Кирилл Фаминский, директор по развитию онлайн-тревел-агентства Pososhok.ru: «Компаниям-первопроходцам придется потратить значительный PR-бюджет на рекламную кампанию и на разъяснения сути сервиса. А конкуренция с такси будет зависеть в первую очередь от стоимости услуг каршеринга. При примерно одинаковой цене человек всегда будет выбирать такси, ведь это проще и удобнее. Если каршерингу удастся договориться с властями города о льготных тарифах на парковку в центре или даже специальных местах, это может стать ключевым преимуществом сервиса».
Средняя стоимость каршеринга в Москве приблизительно в полтора-два раза ниже стоимости услуг такси. Речь идет о 10 рублях в минуту, 600 рублях в час. 75% клиентов арендуют автомобили для поездок на личные и деловые встречи, в магазины. 25% клиентов используют каршеринговые автомобили как подменные на время ремонта их собственных машин. Самая популярная длительность бронирования — 2-3 часа. Серьезно на тарифы каршеринговых компаний пока влияет стоимость автостраховки, которая рассчитывается по повышенным тарифам. Но по мере развития рынка (и соответственно, роста парка машин у операторов) страховка будет дешеветь, и ее составляющая в цене снизится.
http://www.rg.ru/2014/08/05/mashina.html