Для идентификации легальных перевозчиков привычных шашечек, которые ассоциируются с такси едва ли не на генном уровне, уже недостаточно, вынуждены признать в областном Госкомитете по транспорту и связи. Сейчас там думают над новыми символами для обозначения легальных и безопасных таксомоторов.
Одним из таких символов могут стать желтые номера. Вообще-то у регионов, и наш не исключение, уже пару лет есть право установить единый цвет для всех автомобилей такси. Власти, понимая, что реализация этого права может вылиться в мертворожденный закон, воспользоваться возможностью не спешат и прорабатывают более щадящие с экономической точки зрения варианты. Например, введение для такси автомобильных номеров на желтом фоне..Все-таки шашечки на автомобиль может наклеить кто угодно, а вот получить отличительную метку в ГИБДД получится только у тех, кто имеет лицензию. Да и дешевле выйдет, чем полная перекраска кузова.
Еще один метод борьбы с нелегалами за рулем – обустройство спецстоянок. По этому пути уже пошел Остров, а в администрации Пскова сейчас разрабатывается перечень паркингов для такси. Конечно, любой пскович знает, что мотор можно взять у гостиницы на Октябрьском проспекте, у Летнего сада или Центра семьи. Но пока эти стоянки не получат статус официальных, они будут свободны для нелегальных перевозчиков. «Я просто так приехал постоять», – вот и весь сказ для проверяющих.
Единого органа, контролирующего таксомоторные перевозки, нет ни на федеральном, ни на региональном уровне. Несколько разнородных ведомств – транспортный комитет, ГИБДД, линейная полиция, налоговая инспекция, автодорожный надзор – курируют каждый свое направление. В феврале по распоряжению губернатора они объединились в межведомственную рабочую группу. Она займется контролем выполнения перевозчиками единых правил и борьбой с «бомбилами».
После совместных рейдов с использованием технологии контрольной закупки увеличивается количество обращений за лицензией. Но не все пока спешат выйти из тени. Так, в Плюссе и Усвятах нет вообще ни одного официально зарегистрированного таксиста. Жителей этих поселков, меж тем, кто-то возит.
Еще одна теневая сторона таксомоторного бизнеса – диспетчерские центры. Когда мы звоним по короткому номеру для вызова автомобиля, то юридически сталкиваемся на том конце провода с посредником, который за процент от стоимости поездки передает заказ водителю.
– Диспетчерская служба оторвана от перевозчика и потребителя, а зачастую и от региона, – констатирует председатель областного Госкомитета по транспорту и связи Игорь Сильченков. – Оператору все равно, как будет оказана услуга, будет ли в машине детское кресло, трезвым ли приедет водитель, имеет ли он лицензию.
Однако пассажир может самостоятельно проверить легальность статуса поданной машины в разделе «Информация по такси» на сайте транспортного комитета.
– Если говорить об идеальном такси, то это должна быть нестарая машина. Хочется, чтобы водитель не курил в салоне, чтобы было возможно перевезти ребенка в детском кресле, – поделился Игорь Сильченков своими соображениями. – Чтобы было не только подешевле, но и как-то факт оплаты отмечался.
ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ЛЕГАЛЬНОЕ ТАКСИ:
— Желтый фонарь на крыше автомобиля.
— Наклейка с шашечками на бортах.
— В салоне: разрешение транспортного комитета на оказание услуг такси, их стоимость, карточка с информацией и фото водителя, условия оплаты, адреса и телефоны контролирующих организаций.
КСТАТИ:
Таксист с лицензией перед каждым рейсом должен проходить медосмотр. Многие пользуются для этого диспансером на Чудской, работающим круглосуточно. Подходят также медпункты на любом предприятии (на заводах, в автобусном парке), с которыми можно заключить договор на обслуживание. Список – на сайте Госкомитета.