Рынок частных перевозок города скоро рухнет и станет серым. Неутешительные прогнозы делают сами участники рынка
Из 10 такси, приезжающих на вызов в Тюмени, семь – нелегалы. Они не платят налогов, активно демпингуют на рынке, не несут ответственности ни за что.
В Тюмени разгорается война между диспетчерскими службами и легальными таксистами. На стороне первых — армия нелегалов. Поддержка вторых весомее — закон. Тем не менее оптимизма они не испытывают и обещают в ближайшем будущем обвал рынка частных перевозок.
Сегодня вечером пресс-служба областной ГИБДД провела проверку таксистов-нелегалов. Необычным в ней оказалось то, что на проведении рейда настоял профсоюз таксистов. Таким образом он хотел привлечь внимание властей к проблемам рынка.
На точке возле автомагазина группа, состоящая из сотрудников ГИБДД, полицейсих и активистов профсоюза, последовательно задержала три машины, водители которых не имеют права оказывать услуги по перевозке пассажиров. Все они оказались работниками диспетчерской службы «Максим». Если и первый, и третий водители соглашались с требованиями ГИБДД, признаваясь, что получили деньги от пассажиров, то второй протестовал, наотрез открещиваясь от очевидного: «Это мои деньги!» — возмущался он. Но купюры оказались меченными, а пассажиры подсадными. Ответственность за нелегальный провоз — штраф. Сумма — пять тысяч рублей. «Да, неприятно», — мрачно посочувствовали члены профсоюза. На вопрос корреспондента, зачем нужно это им, членам профсоюза, ответили уверенно: «Мы хотим работать на легальном рынке с нормальной конкуренцией».
Рынок перевозок в Тюмени задыхается от засилья нелегалов, о чем заявляет пресс-секретарь профсоюза Сергей Порфиров. Последние не платят налоги в бюджет и предоставляют услуги сомнительного качества. По Сергея Порфирова, на сегодняшний день в Тюмени более 2200 легальных таксистов. Все они имеют статус ИП и являются налогоплательщиками. Но, как уверяют водители, скоро рынок перевозок захлестнет волна «бомбил». Профессионалы начинают активно уходить «в тень». Движение еще не стало тенденцией, но уже наметилось.
Теневые заработки выше, потому что не надо платить налоги. Но дело не в самих налогах. В Тюмени семь диспетчерских служб, на которые работают около 7 тысяч водителей. Но, по подсчетам Ассоциации таксистов Тюмени, законно работающих на рынке частных перевозок водителей — всего 30%. Другими словами, из 10 такси, приезжающих на вызов, семь — нелегалы. Они не платят налогов, активно демпингуют на рынке, не несут ответственности ни за что. Более того, ответственность за жизнь, здоровье и кошелек пассажира не несут и диспетчерские службы (согласно 69-ФЗ, который регулирует рынок перевозок, диспетчерская служба не является ответственным лицом рынка). Однако именно диспетчеры держат основной объем заказов и продают информацию о заказе водителю.
Напомним, федеральный закон № 69, вернувший на рынок перевозок лицензирование, которое отменили в 2005 году, вступил в силу в 2011 году. Согласно нормам закона, частным извозом могут заниматься только юридические лица, либо частные извозчики, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. К перевозчикам предъявляются определенные требования: обязательный техосмотр каждые шесть месяцев, таксометр в салоне, желтые шашечки, обязательный медосмотр водителей.
Но легализация таксистов оказалась очень непростым делом. Многие привыкли работать, не платя никому и ни за что. Вечерний рейд — наглядная иллюстрация именно этой психологии. «Вы не хотите легализоваться?» — спрашивает сотрудник Госавтоинспекции. «Я что, дурак — платить 27 тысяч за лицензию?» — удивляется в ответ водитель. Кто-то из инициативной группы «легалов» уточняет стоимость заказа. Теперь их черед удивляться — цена кажется низкой.
На самом деле стоимость одного заказа — причина разногласий между диспетчерскими и легальными водителями. С точки зрения водителей, ряд служб установил крайне низкую стоимость проезда, которая не позволяет окупать потраченный бензин, не говоря о содержании машины.
«Мы сейчас добиваемся отмены скидок и услуг суперэкономкласса, при которых стоимость поездки — от 50 рублей, — говорит Сергей Порфиров. — Буквально несколько дней назад „Максим“ ввел такую цену. Они взорвали своих таксистов — люди перестали выходить на линию».
Представитель профсоюза таксистов объясняет особенности ценообразования и тарифов у диспетчерских служб: «Они продают информацию за 10-17% от стоимости заказа, добавьте к этому скидку от 25 процентов — таксист теряет на одном заказе от 40 до 70 рублей. Другими словами, работает за ползарплаты. Скидки есть в каждом заказе. При этом диспетчеры не оказывают услугу, они „сидят“ на информационном потоке и имеют право устанавливать цену на информацию о заказе, а не на ту работу, которую делают таксисты».
За 60-80 рублей с радостью готовы работать только нелегалы. Это либо мигранты из стран ближнего зарубежья, либо приезжие, решившие подзаработать денег. Принимая водителей без оглядки на лица, диспетчерские службы выводят на линию машины с номерами других стран, с иностранными правами, а то и вовсе без прав. Сотрудники ГИБДД подтверждают, что такие прецеденты в Тюмени в последнее время случались.
Большинство диспетчерских служб города не идут на контакт ни с прессой, ни с профсоюзом. Руководитель тюменского офиса такси «Нон-стоп» и «Олимп» Гульнара Усманова в ответ на просьбу прокомментировать ситуацию уточнила, будет ли корреспондент агентства писать статью, и после утвердительного ответа бросила трубку. Где-то попросту отказались соединить с директором, мотивируя нежеланием последнего общаться с прессой.
Заместитель председателя профсоюза Сергей Стариков уточняет, что профсоюз, объединивший легальных водителей, не собирается поднимать цены на перевозки. «Легалы» хотят договориться с диспетчерскими службами об уменьшении размера скидки до 10%: это позволит им зарабатывать, не уходя в тень. Но на встречи, которые пытается организовать профсоюз, руководители диспетчерских служб, как правило, не приходят.
Впрочем, далеко не все службы игнорируют профсоюз. Директор диспетчерской службы «Дрим» Александр Артёмьев считает, что организация может быть действенной силой на этом рынке. «Объединились — молодцы. У ребят обоснованные требования. Они считают, что недобросовестная конкуренция убивает рынок такси, и этот факт — налицо. Почему-то государственные органы не реагируют на ситуацию. Сейчас идет откровенный демпинг, который может полностью обвалить рынок. Сетевые диспетчерские службы, демпингуя, уронили цены на уровень 2001 года. При этом с 2012 года цены на перевозки в Тюмени не менялись. Все это приведет к тому, что профессионалы уйдут с рынка. На их место придут другие — в первую очередь мигранты. Следовательно, это приведет к увеличению, во-первых, аварийности, а во-вторых, преступности», — рисует мрачную картину будущего частных перевозок в Тюмени Александр Артёмьев.
В своей борьбе легальные таксисты надеются на помощь государства и СМИ. «Депутаты, чиновники прочитают и поймут, что закон надо исправлять. Сами-то они на такси не ездят и положения дел не знают», — звучит как резюме в конце встречи.