По данным специалистов, около 90% тульских извозчиков работают нелегально, не отвечая за безопасность пассажиров.
Никто не застрахован от случайностей..Так, упущенная электричка, поздний час или банальная нехватка времени периодически вынуждают нас пользоваться услугами частных извозчиков. Однако, заказывая такси, очень сложно предугадать, приедет к вам настоящий таксист или «нелегал». А ведь от того, в какую машину вы сядете, зачастую зависит ваша безопасность.
Днем руководитель, по ночам — водитель.
Для чистоты эксперимента я решил вызвать такси ночью, когда у таксистов наблюдается самый настоящий клев. Набрав один из популярных номеров, я заказал машину от улицы Крапоткина, до улицы Металлургов, то есть с одного конца города в другой. Спустя пару минут мне на телефон пришло СМС с уведомлением о том, что ко мне подъедет некий Андрей на «Форде». Не прошло и десятка минут, как к дому, от которого я заказал машину, подъехал красный «Фьюжн». Как и ожидалось, никакой символики такси на нем не было. Обыкновенная машина, ничем не отличающаяся от тысяч таких же, колесящих по улицам нашего города.
-Андрей? — спрашиваю я.
-Да, вы машину заказывали?
Кивая, сажусь в автомобиль. Мой водитель, на вид мужчина 30 лет, крепкого телосложения. Запаха алкоголя я не почувствовал, да и выглядит вполне адекватно. Пристегнувшись, водитель заводит машину и трогается. Тогда я решил испытать судьбу и сразу протянул ему деньги. Мало ли, подумает, что деньги свои он уже получил, и выгонит из автомобиля на полпути. Однако он вежливо протянул сдачу и продолжил путь.
В процессе поездки пытаюсь завязать разговор. Тема классическая, о старых добрых временах. К моему удивлению, Андрей вежливо подхватывает беседу, выдавая полуфилософские заключения. Постепенно тема нашего разговора переходит к Андрею, а именно к тому, что заставило его водителя стать бомбилой.
— Я вообще руковожу магазином, — рассказывает Андрей, — а вечером выезжаю в город. Люблю водить машину, для меня это как лекарство от плохих мыслей. А заодно и деньги получаю. Так что сочетаю приятное с полезным.
По словам моего собеседника, в «такси» он работает не очень давно, но не жалуется на свою работу. Она приносит ему периодическую прибыль. Кстати, отдельно Андрей затронул вопрос трудоустройства.
— Когда я пришел устраиваться, очень удивился, — рассказывает он. — Думал, у меня попросят кучу документов, будут заключать договор. А на деле мне просто задали вопрос: «Какие улицы, параллельные проспекту Ленина, вы знаете?». Когда я назвал две улицы, мне сказали, что я принят, установили программку на телефон и отпустили в свободное плавание.
До места назначения мы доехали благополучно. Андрей соблюдал скоростной режим и правила дорожного движения, не матерился и не грубил. Разве что чека по завершении пути мне так и не выдали. Да и от кого его было требовать — от простого водителя?
«Дуракам» закон не писан.
Перед тем, как вызвать такси, следует понимать, куда именно вы звоните. Набирая номер телефона, мы ожидаем, что к нам подъедет технически исправный автомобиль, в котором будет сидеть вежливый и трезвый водитель. Так почему же, спустя пару минут, к подъезду может подъехать «развалюха» из которой, дребезжа стеклами, играет шансон?
Дело в том, что подавляющее большинство компаний, обещающих потребителям услуги такси, на самом деле являются так называемыми «Диспетчерскими службами». Главное их отличие состоит в том, что на самом деле они не предоставляют никаких услуг по транспортировке пассажиров. Все обязанности «диспетчера» заключаются в том, чтобы передать вызов заказчика водителю через специальную программу. Таким образом, эти компании успешно минуют законодательство «О такси», предусматривающее любую ответственность за перевозку пассажиров, в том числе официальное трудоустройство водителей по трудовому договору.
— Для того, чтобы принять на работу таксиста, организации необходимо получить специальное разрешение на деятельность такси, застраховать работника в соответствии с законом, регулярно проводить осмотр транспортного средства и состояния здоровья водителя перед выездом, а также многое другое. Диспетчерским службам это просто не нужно, — говорит исполнительный директор некоммерческого партнерства «Объединение автомобильных перевозчиков Тульской области» Олег Бекетов. — Им намного выгоднее заключать неофициальные договора с водителями и пересылать им заказы, получая свой процент. При этом сама компания формально может работать даже как кондитерская, просто осуществляя информационные услуги.
Получается, что «таксистом» в такой организации может стать любой желающий, при наличии водительского удостоверения и транспортного средства. То есть присланная к вам машина ничем не отличается от той, которую вы могли бы остановить, махнув рукой на обочине.
Оружие нелегалов — цена.
Между тем, несмотря на всю свою «несостоятельность», нелегальные извозчики занимают едва ли не 90% от общего рынка такси в Туле. Проведенные исследования показывают, что люди добровольно готовы рискнуть своей безопасностью ради… экономии.
— Мы проводили свое независимое исследование. Результаты показали, что большинство пассажиров больше всего интересует именно вопрос цены. И разница в 10-20 рублей оказывает решающую роль при выборе перевозчика, — комментирует Олег Иванович.
Данный вывод наводит на мысль о том, что легальные извозчики могли бы «отвоевать» клиентов, снизив цены на перевозки. Однако, как показывает практика, для этого им придется работать себе в убыток.
Причина высоких цен легальных перевозчиков кроется во все тех же технических деталях. Официальный перевозчик обязан платить налоги, полностью обеспечивать свой автомобиль, оплачивать страховку, проходить предрейсовый технический и медицинский осмотр. Каждый из этих пунктов требует финансовых затрат, в то время как нелегалы могут на этом «демпинговать».
За себя не ручаюсь.
Между тем следует помнить, что стремление пассажиров сэкономить на такси может обернуться печальными последствиями. Усаживаясь в машину «бомбилы», клиент может оценивать безопасность поездки, полагаясь только на свою оценку. Неизвестно, сколько часов водитель провел за рулем, трезв ли он, исправен ли его автомобиль и не имеет ли он корыстных намерений. Известны случаи, когда водители, не найдя общего языка с клиентами, решали «проучить» их и отвозили их за город, после чего бросали или избивали.
— Мы работаем на этом рынке с 1998 года, — рассказывает Олег Бекетов. — Через нас прошло несколько десятков тысяч водителей. У нас также есть «черный список» водителей, которых мы отсеиваем по той или иной причине: пьянство, наркомания, грубиянство и так далее. Варясь в этой каше, я вижу, что водители, которых мы отсеивали, спокойно работают в диспетчерских службах. Как правило, диспетчеры не обращают внимания на жалобы клиентов. Их интересует только прибыль.
При этом наказать обидчика довольно сложно, так как с точки зрения закона вы не заказывали такси, а просто сели в машину к незнакомцу. Таким же образом закон расценит вашу ситуацию в случае ДТП. Да и найти водителя будет крайне проблематично, так как в компании, которая его направляет, он не трудоустроен.
Поэтому, в очередной раз, садясь в машину «бомбилы», задумайтесь, стоит ли пара десятков сэкономленных рублей вашей безопасности.
Как выявить «нелегала».
Известная поговорка гласит — «не верь глазам своим». В случае с такси ситуация прямо противоположная. Чтобы распознать, находится перед вами легальный таксист или же «бомбила», обратите внимание на несколько пунктов.
1. На машине должны быть установлены оранжевый плафон и цветографическая схема. Плафоны белого, зеленого и прочих цветов, а также надпись «ТАКСИ» расценивается законодательством как тюнинг, который может «нацепить» на себя любой автовладелец.
2. Автомобиль, получивший разрешение после 1 июля 2014 года, должен быть только желтого или белого цвета в соответствии с законом, вступившим в силу на территории нашего региона.
3. В салоне машины должна быть информация о ценах, а также визитная карточка водителя.
4. По окончании поездки водитель обязан выдать пассажиру чек. В случае, если его не выдали, по закону, у пассажира есть основание для неоплаты поездки.
5. Наконец, перед тем, как садиться в машину, проверьте, есть ли у водителя разрешение на перевозку пассажиров. Это можно сделать через Интернет, перейдя по ссылке www.taxilife.ru/taxi/. Введя номер подъехавшего автомобиля, вы можете узнать водителя, статус его разрешения, а также модель и марку автомобиля. Если разрешение не было найдено, значит, к вам приехал обычный «бомбила».
БЫЛ СЛУЧАЙ:
30 июля на Восточном обводе произошло ДТП. Водитель одного из тульских перевозчиков выехал на встречную полосу движения и врезался в ехавший навстречу автомобиль. В результате пассажирка получила травмы и погибла.
Однако, когда родственники пострадавшей решили получить компенсацию за причиненный вред, диспетчер сказал, что их организация не несет никакой ответственности за действия извозчика. Мол, спрашивайте с него.
Автор: Шишкин Константин