Как накаляется конкуренция сервисов по вызову такси в Москве

Как накаляется конкуренция сервисов по вызову такси в Москве

В июльском номере Forbes вышел материал, в котором раскрывается история развития конкуренции между сервисами по вызову такси в Москве «Яндекс.Такси», Uber, Wheely и GetTaxi. ЦП публикует его самые интересные факты.

Wheely vs Uber

Одним из первых публичных столкновений конкурентов в сфере заказа такси стал конфликт основателя Wheely Антона Чиркунова и руководителя Uber в России Павлом Фаге. Сервис для вызова премиум-машин Wheely начал свою работу в Москве в ноябре 2012, а Uber пришел в столицу России годом позже.

Старт работы проекта, ныне являющимся одной из самых перспективных компаний всего мира с оценкой в $17 млрд, сопровождался запуском сайта, на котором был опубликован пост с изображением первой клиентки, воспользовавшейся сервисом. Внимательные пользователи интернета, среди которых оказался и основатель Wheely Антон Чиркунов, заметили, что в сиденьях премиум-автомобиля Uber располагаются буклеты именно этого сервиса такси, что могло означать только одно — пришедший в Россию американский проект использует те же машины, что и Wheely.

Чиркунов был возмущен подобным поведением конкурента (Wheely заявляет о том, что Uber переманивал её водителей), поэтому, когда ему представился шанс сделать ответный выпад, не преминул им воспользоваться. Благодаря тому, что для установки Wheely на смартфон требуется указать имя и почтовый адрес, а одновременно с этим происходит привязка банковской карты, то выяснить является ли определенный человек клиентом сервиса, не составляет труда. Так Чиркунов узнал, что руководитель Uber Павел Фаге заказывает такси с помощью Wheely. По словам представителей Wheely, для Павла Фаге был разработан «специальный» тариф, согласно которому сумма к оплате за поездку всегда умножается на 10. Фаге не сразу заметил подвох, но позже обратился в службу поддержки, где ему объяснил ситуацию лично Антон Чиркунов. В результате руководитель Uber получил назад свои деньги, но остался крайне недоволен поведением конкурентов, назвав его непрофессиональным.

Редакция ЦП обратилась к представителям Wheely за комментариями относительно претензий сторон конфликта друг к другу:

Сергей Калюжный, директор по маркетинг Wheely. 

«Вообще претензий к ним [Uber] у нас нет, нам в принципе нет никакого дела. Нам просто не понравилось, что Павел Фаге сначала продолжительное время использовал сервис Wheely в Москве, переманивал водителей, потом вдобавок ко всему для съемок была использована машина с нашими буклетами в спинках сидений, которые после нескольких комментариев от наших клиентов были спешно замазаны в фотошопе. У Wheely очень серьезно построена работа с водителями, все они проходят обучение, сдают тесты. Из 10 водителей только 3 допускаются к работе с нами. Видимо, наши конкуренты это понимают и хотят получить все «готовенькое».

После очередного факта переманивания водителей мы приняли решение сделать специальный тариф для Павла, х10, который отображается у него в приложении при заказе машины и забыли об этом, думая, что ездить он на нас перестанет. Но он почему-то не перестал, и, когда увидел, что с него списывается сумма, превышающая его ожидания, написал нам в службу поддержки. Антон ответил ему лично (могу выслать переписку) и после небольшой шуточной словесной перепалки мы, конечно же, вернули ему все деньги. Для нас это был прикол и мы не собирались на нем заработать, мы даже подумать не могли, что кто-то воспользуется сервисом по такому тарифу. Кстати говоря, это вполне соответствовало политике нашего конкурента, в правилах которого повышать тариф в несколько раз в пиковые часы нагрузки. Wheely такими «сюрпризами» не страдает, а для Павла наверное было не в новинку. Так что, обвинять нас в не профессионализме, по меньшей мере, нелепо.

В материале Forbes произошедшее названо «войной». Это слишком громко сказано, мы делаем дело и делаем его хорошо, лучше, чем многие и нам не до войн. К описанному инциденту в компании исключительно ироничное отношение.»

Данная история характеризует ситуацию на рынке онлайн-сервисов по вызову такси. Если в европейских городах противостояние разворачивается главным образом между Uber и «традиционными» таксистами, работающими с таксопарками, то в Москве действуют сразу несколько интернет-игроков, каждый из которых хочет получить свою долю на рынке, который оценивается в $0,6-1 млрд в год.

Таксопарки vs онлайн-сервисы. 

При этом говорить об отсутствии конкуренции офлайн-перевозчиков с интернет-сервисами также не приходится. Запущенный в 2010 году сервис «Яндекс.Такси» благодаря массированной поддержке со стороны компании смог в короткие сроки отвоевать значительную долю рынка перевозок в Москве. Среди основных игроков рынка того времени была существовавшая с 2008 года «Российская биржа такси» (РБТ), которая объединяла 250 таксопарков и с помощью собственного софта позволяла им выставлять на аукцион заказы, которые по тем или иным причинам они не могут выполнить самостоятельно. В результате активного продвижения сервиса «Яндекса» РБТ была вынуждена покинуть московский рынок и сосредоточиться на работе в регионах. Теперь в Москве компания обрабатывает 33 000 заказа, но только в качестве агрегатора. Показатели «Яндекс.Такси» в четыре раза выше.

Еще одной пострадавшей от экспансии «Яндекса» стала компания inTaxi, начавшая свою работу в апреле 2011 года. Эта компания пыталась противопоставить активному продвижению «Яндекс.Такси» через другие сервисы компании (например, поиск) работу с соцсетями, популярными блогерами и кобрендинг с производителями смартфонов — приложение inTaxi появилось в списке предустановленных на телефонах Fly. Впоследствии этот способ продвижения освоил и «Яндекс», договорившись о включении своего приложения в список стандартного пакета на нескольких моделях Samsung, Nokia Lumia 1520 и некоторых других устройствах. В Samsung причины такого сотрудничества описывают просто:

Samsung — лидер продаж, а «Яндекс» — самая популярная поисковая система.

«Яндекс» vs GetTaxi. 

После прихода в Россию сервиса GetTaxi израильского предпринимателя российского происхождения Шахара Вайсера наступила очередь «Яндекса» вносить изменения в работу. Обкатанный до Москвы в Израиле, Лондоне и Нью-Йорке новый сервис начал активное продвижение на новом рынке. Модель GetTaxi ближе к схеме работы Uber и Wheely — он не только агрегирует заказы и распределяет их по партнерским таксопаркам, но и занимается подготовкой водителей.

Водители, желающие сотрудничать с GetTaxi проходят несколько испытаний — пишут диктант, сдают тест на знание города, а в дальнейшем проходят тренинги повышения качества обслуживания. Те, кто проходит отбор, получает планшет для приема заказов. По словам руководителя одного из партнеров GetTaxi, транспортной ASAP, в распоряжении которой находятся четыреста автомобилей Hyundai Equus и Ford Galaxy, Александра Старикова, водители машин, оборудованных «драйвербоксами» GetTaxi за 12-часовую смену выполняют по 7-8 заказов.

Это качественные клиенты, продвинутые люди с айфонами. 

В то же время некоторые пользователи отмечали падение качества сервиса, оказываемого водителями «Яндекс.Такси», в результате чего компании пришлось усилить контроль за исполнением водителями своих обязанностей — одной из мер стало введение так называемого «мобильного контроля». В результате количество незавершенных заказов, которые были отменены клиентом или сорваны снизилось с 15% до 9%.

Кроме того, сервисы Uber, Wheely и GetTaxi уже давно позволяли пользователям расплачиваться банковской картой, а в «Яндекс.Такси» эта возможность появилась лишь в феврале 2014 года, но даже сейчас карту предварительно необходимо привязать к сервису «Яндекс.Деньги».

Конкуренты также обратили внимание на то, что слабым местом сервиса «Яндекса» является не всегда предсказуемая цена поездки — у каждого таксопарка она своя, в то время как у того же GetTaxi цена у всех водителей одинакова. Компания Аркадия Воложа сумела ответить и на этот вызов — с 1 мая 2014 «Яндекс.Такси» указывает в приложении максимальный тариф на 10-минутную поездку в размере 199 рублей. Таксопарки могут назначить свою цену, но она не может превышать максимальную.

GetTaxi в Нью-Йорке предоставляет клиенту дополнительные услуги по доставке товаров — цветов или пиццы. Когда пассажир садится в машину, то заказ уже ждет его внутри. Вполне возможно, что подобные нововведения со временем появятся и на российском рынке.

Результаты. 

На данный момент к системе «Яндекс.Такси» подключено около 200 партнеров, которые получают около 110 000 заказов в неделю. Основатель GetTaxi Шахар Вайсер говорит, что по заказам его сервис идет вровень с «Яндексом», но получает более высокую выручку с заказа (комиссия «Яндекса» составляет 6% с таксопарка, а у GetTaxi 15% с водителя).

В 2013 году «Яндекс.Такси» удалось значительно увеличить доходы — поступления от таксопарков составили $4,2 млн. GetTaxi не раскрывает свои финансовые показатели.

Не сидят сложа руки и другие игроки — так нынешний партнер «Яндекса» компания «Такси-Ритм» разрабатывает собственное «более быстрое, удобное и качественное приложение», в котором будет и возможность агрегации заказов. О планах по запуску собственного приложения «Нового желтого такси» Forbes рассказал гендиректор компании Феликс Маргарян.

Александр Лашков 

 

Источник:  http://siliconrus.com/

Похожие новости