И к чему в итоге пришли? (Литва)

И к чему в итоге пришли? (Литва)

«Обзор» неоднократно обращался к теме обслуживания пассажиров компаниями такси. 

Несколько лет назад в этом секторе экономики разразился скандал: целый ряд предприятий, занимавшихся предоставлением подобных услуг, были обвинены в уходе от уплаты налогов, «чёрной» бухгалтерии и т.п. Тогдашнее руководство Вильнюса использовало этот случай как повод организовать свою – муниципальную – компанию такси, где всё будет не только открыто и прозрачно, но и с ориентацией, прежде всего, на интересы пассажиров, в том числе и в отношении цены. 

Нынешней весной в Вильнюсском самоуправлении после очередных выборов сменилось руководство, и новое начальство с места в карьер стало развенчивать проекты предшественников. Среди оказавшихся, как выяснилось, несостоятельными была названа и муниципальная таксистская задумка.

Вильнюсцам объявили, что муниципальные дотации этому предприятию не только не возвращаются в казну сторицей, но ещё и дела там велись далеко не честно и открыто. 

В этой ситуации «Обзор» обратился к ряду таксистов, работающих в этой области бизнеса уже более четверти века, с просьбой прокомментировать ситуацию на сегодняшний день. После того как их мнения были обобщены, их позиция приобрела такие очертания. 

— Далеко не все таксисты заинтересованы в нечестном ведении бизнеса. Надо понимать, что нередко нас, таксистов, ставили и ставят перед выбором: или хитри, чтобы выжить, или живи честно и терпи банкротство. Многие же из нас не раз предлагали работать честно и в нормальных условиях. 

Возьмём, к примеру, цены на перевозку пассажиров. Понятно, что для клиентов этот фактор нередко бывает единственным при выборе компании-перевозчика. И нечестные на руку дельцы этим пользуются, заявляя о якобы чрезвычайно низких ценах. Порой настолько низких, что для знающего этот бизнес человека становится понятно, что при таких ценах предприятие точно не выживет: надо ведь платить зарплату таксистам, покупать горючее, запчасти, страховки и т.п. Следовательно, такие таксисты «эконом-класса» будут где-то хитрить – показывать гораздо меньше доходов, чем получают на самом деле, обманывать пассажиров. 

Собеседники напомнили, как лет 15 назад вильнюсские журналисты проводили несколько раз эксперименты, проверяя на практике, соответствуют ли заявленные компаниями такси цены реальным счетам за поездку. И всякий раз выяснялось, что чем ниже рекламная стоимость проезда за 1 км, тем вероятнее, что заявленное разойдётся с реальностью. 

И тут нет ничего удивительного: у цены обязательно должно быть экономическое обоснование. Не зря ведь и в советское время, и после — в 1993 году — фиксировались экономически обоснованные расценки. 

Таксисты и пассажиры с большим интересом восприняли появившуюся не так давно специальную программу «Kviečiu taksi» (kvieciutaksi.lt). В отличие от других подобных программ, её не надо пересылать к себе на компьютер, достаточно зайти на соответствующий сайт и ввести интересующие вас данные. 

С её помощью можно не только бесплатно вызвать через интернет машину такси, но и посмотреть, сколько будет стоить проезд от одной точки (места посадки) до другой (высадки), а также сколько на это уйдёт времени. Программа все эти годы совершенствовалась, она стала учитывать возможные пробки в час пик и т.п., поэтому стала точнее. 

К слову, нередко пассажиры в качестве исходной точки называют микрорайоны, вследствие чего компьютер всё считает от центра микрорайона, отсюда нередко бывают и расхождения. Если же называются конкретные адреса посадки и высадки, тогда подсчёты более точны. 

К слову, доводилось слышать отклики удивлённых пассажиров: как так получается, что едем на более «дорогом» такси», а платим меньше, чем за поездку на «дешёвом»? 

«Обзор» также попутно попросил таксистов поделиться советами с пассажирами: как обезопасить себя от нечестных дельцов? 

— Нечестные таксисты ещё используют такой приём, как использование не того тарифа (у каждой компании бывает несколько тарифов – дневной, ночной и т.п.). И для этого заклеивают изолентой окошко «невыгодного» тарифа. 

Такие случаи обмана потом ложатся пятном на репутацию всех таксистов. 

Собеседники также посоветовали потенциальным пассажирам не полагаться на свою память, а записывать итоги своих поездок на такси: название фирмы, места посадки и высадки, стоимость поездки. Может быть, тогда «низкая» цена не будет единственным фактором. 

Во время беседы с бывалыми таксистами была затронута также тема советов властям. При этом водители подчёркивали, что они хотели бы при этом увязать интересы как властей и пассажиров, так и свои: 

— Сейчас компании такси работают как обычные предприятия: платят налоги от всей заработанной суммы. И очень часто, когда приходит время уплаты налогов, таксисты говорят, что у них на это просто нет денег: покупать топливо, запчасти нужно ведь не раз в месяц и не по утверждённой заранее смете. Поэтому установка счётчиков в каждую машину тут мало что меняет. А если попробовать другой вариант отношений государства и компаний такси? Пусть таксисты, многие из которых, кстати, нынче работают по разрешению на индивидуальную деятельность, выкупают, как обладатели патентов, специальные патенты на год, и у государства голова не будет болеть – деньги приходят сразу и гарантированно. А у таксистов будет стимул работать активнее. 

Да и чтобы проверять нелегально работающих таксистов, вовсе не обязательно останавливать всех, едущих с пассажирами. Есть немало считывающих автомобильные номера приборов, которые можно было бы использовать, чтобы автоматически сообщать, что у данной машины такси нет патента. И она, скажем, не сможет заехать (или выехать) на автостоянку возле аэропорта. Кстати, таким образом уже проверяют, прошёл ли автовладелец техосмотр, купил ли страховку. 

При такой форме, правда, уже не нужно будет столько контролёров…

Источник

Похожие новости