Кризис добрался до менеджеров среднего звена. Люди, которые получали достойные зарплаты, и у которых есть кредиты на недвижимость и авто, теперь попали под сокращения и вынуждены продавать свои машины и другое имущество или искать подработки не по специальности..А некоторые просто переезжают жить на дачи, чтобы сдавать квартиры и выплачивать долги.
«Продаем машину, чтобы вернуть кредит банку»:
В Киеве уже не редкость встретить на улице джип-паркетник с шашечками. Сами таксисты говорят — теперь у них конкурентов стало больше, причем ездят они на хороших автомобилях. Обычно это сокращенные из-за кризиса офисные сотрудники, менеджеры среднего звена.
Николай Заболотный из Запорожья работал начальником отдела сбыта в издательстве, только полгода назад купил новый Nissan Almera. «Жена родила ребенка, и мы представляли, как будем все вместе ездить на море и пикники на машине. Но месяц назад меня сократили, а сбережений у нас не было — все деньги ушли на машину. Новую работу я найти не смог, поэтому пошел таксовать, чтобы хоть как-то прокормить семью. Конечно, и машину жалко, и денег не хватает, но пока других вариантов у меня нет», — говорит Николай.
Валерий Наконечный из Киева несколько лет работал в страховой компании. «Зарабатывал неплохо — 30–35 тысяч, тем более и жена работала. Взял в кредит машину, джип КИА, буквально год назад. И тут вызывают и говорят, извини, но кризис, оптимизация, словом — ты уволен. Я тут же бросился искать работу, но друзья объяснили, что о нормальной работе сейчас можно забыть. Жена предложила таксовать. У друга есть своя таксомоторная компания, он меня взял, теперь вот иногда боюсь, что придется везти кого-то из своих коллег на работу, неудобно как-то», — говорит Валерий.
Похожая история у киевлянки Татьяны. «С 2012 года у меня был валютный кредит в банке — брала на 20 лет $29 тыс. на покупку квартиры. У нас с мужем была своя фирма — мы продавали офисную мебель, поэтому деньги были, мы всегда платили кредит ($350 в месяц) вовремя. Когда начался кризис, я была на четвертом месяце беременности. Продажи у фирмы сначала упали, а потом и прекратились вообще. По кредиту насобирался большой долг, сейчас нам приходится продавать за бесценок машину, чтобы его погасить. Муж от безысходности пошел работать в автомастерскую своего друга», — жалуется Татьяна.
Нанимаются сокращать сотрудников:
Кадровики подтверждают тревожную для управленцев среднего звена тенденцию. «Это характерно для компаний с высокой вертикалью — когда на предприятии есть, к примеру, отдел, управление и департамент, и в каждом из них — начальники. В кризис начинаются сокращения и, условно говоря, из 50 человек остается 20, многие управленцы оказываются на улице, потому что работодателю нет смысла платить им высокие зарплаты», — рассказала нам контент-эксперт портала Rabota.ua Татьяна Пашкина. По ее словам, часть таких специалистов, оказавшихся невостребованными, идет работать к конкурентам или в смежные специальности. «Например, есть примеры кадровиков, уволенных по сокращению — теперь их самих нанимают другие компании для проведения так называемой оптимизации штата, то есть сокращений», — говорит Пашкина. Нередко оставшиеся без работы экс-управленцы идут работать в такси. «В моей практике такие примеры есть среди руководителей финансовых департаментов предприятий и людей, у которых разорился собственный бизнес», — вспоминает эксперт.
Еще один вариант, который выбирают те, у кого есть своя квартира и при этом крупный кредит — уехать жить в теплые страны, направив при этом деньги от сдачи квартиры на оплату кредита. «Те, у кого нет своего жилья, сейчас часто возвращаются в маленькие города к родителям. И последний вариант — многие потерявшие работу люди в целях экономии едут жить на дачи», — говорит Пашкина.
Менеджеры таксуют по-черному:
В Украинской таксомоторной ассоциации говорят: в последнее время на рынке такси заметили рост машин среднего класса. Как рассказал «Вестям» глава правления ассоциации Андрей Антонюк, подрабатывать в такси ушли менеджеры среднего звена, которые в кризис лишились работы. «Это могут быть страховщики, разнообразные менеджеры. Они действительно появились на рынке услуг перевозчиков, но для большинства из таких людей работа в такси — временное явление. Они не трудоустраиваются официально, работают на черном рынке», — говорит Антонюк. По его словам, тенденция к работе в такси среди некогда менеджеров среднего класса была и раньше – во времена кризисов 2008 и 2014 гг: «В 2015-м это произошло после скачков валюты».