Участники рынка такси ждут нового закона, который установит равные права и меру ответственности для классических таксомоторных компаний и для агрегаторов. Сейчас отсутствие четкого законодательного регулирования и возникающие из-за этого проблемы снижают доверие к рынку такси в целом. Чтобы конкурировать с агрегаторами, компании полного цикла ищут свои ниши на рынке и развивают сервисы, которые становятся козырем в борьбе за клиента.
В последние годы рынок такси существенно изменился. «После массового выхода агрегаторов на рынок отрасль вошла в пике, — считает председатель правления некоммерческого партнерства «Петербургское такси» Виктор Соловьев, — таксомоторные компании полного цикла закрываются».
Основная проблема — отсутствие единого законодательного поля. В существующих условиях агрегаторы формально не являются такси, а лишь службой, которая передает заказ другим машинам. Поэтому на них не распространяются требования законодательства по лицензированию деятельности, ответственности перед пассажиром, брендированию автомобилей, проверке водителей и автомобилей ежедневно перед выходом на линию — все эти обязательства несут классические таксомоторные компании. Несмотря на это, многие из агрегаторов имеют в своем названии слово «такси», отмечают в таксомоторных компаниях, значит, они все-таки признают, что занимаются именно этим бизнесом.
Появление агрегаторов, безусловно, снизило среднюю стоимость поездки в экономсегменте. Однако, как отмечают пассажиры и другие игроки рынка, параллельно с этим снизилось и качество перевозок в среднем по рынку. Сейчас исполнителем заказа может оказаться кто угодно. Часто схема выстраивается таким образом: какая-то компания приобретает автомобили в лизинг, получает на них лицензии такси, а затем сдает их в аренду — другим компаниям или вовсе частным лицам, а уже они выполняют заказы. Кроме того, для перевозки используются и машины частных лиц, не имеющие лицензий. В результате снижения цен перевозки уменьшается и доход водителей, профессионалы уходят с рынка, и найти новых водителей высокого класса сложно всем.
Воз и ныне там
Сегодня сообщество профессиональных таксистов беспокоит в первую очередь то, что состояние рынка кардинально изменилось, а законы остались те же, что и раньше. Отсутствие единого правового поля ставит агрегаторы и таксомоторные компании полного цикла в неравные условия. Основной посыл со стороны классических компаний — ввести определенные критерии, разделяющие собственно такси и агрегаторы. По мнению участников рынка, таким «водоразделом» могло бы стать право устанавливать тарифы на свои услуги. Ранее такое предложение озвучивали и в департаменте транспорта Москвы. По словам Виктора Соловьева, если компания сама устанавливает тарифы, то должна нести ответственность в полной мере за перевозку, а также выполнять все нормативы и требования. Если же она не хочет считаться службой такси, то должна представлять собой своеобразную доску объявлений, где в ответ на запрос клиента высвечиваются предложения от разных компаний.
Однако процесс принятия нового закона пока не внушает таксомоторным компаниям оптимизма. Например, как следует из протокола заседания рабочей группы по законодательному регулированию деятельности в сфере перевозок такси, которое состоялось 17 октября 2018 года, в нем не принимала участие ни одна таксомоторная компания полного цикла, зато присутствовали представители сразу трех компаний-агрегаторов. Такой подход, по мнению представителей такси, может повлиять на то, что в итоге будет отражено в законе.
Пока готовился этот материал, законопроект о таксомоторных перевозках был принят Государственной думой в первом чтении. Это сдвинуло вопрос с мертвой точки, но, по словам Виктора Соловьева, нынешняя редакция будет существенно изменена ко второму чтению, так как требует серьезных уточнений по многим вопросам. И уже сейчас поступает множество поправок. Главное, чтобы в итоге было установлено то правовое равенство и определена ответственность каждого участника перевозок.
«Сообщество профессионалов не просит запретить агрегаторам работать, — поясняет Виктор Соловьев, — но мы хотим, чтобы все происходило в едином правовом поле, которое сейчас отсутствует».
Корпоративный подход
Пока не принят новый закон о такси, участникам рынка приходится работать в существующих условиях. И поскольку конкурировать в нижнем ценовом сегменте с агрегаторами невозможно, признают в «Петербургском такси 068», то борьба идет за более требовательного клиента, для которого имеет значение не столько цена, сколько качество исполнения услуги. В первую очередь, это корпоративные клиенты, так как частные лица пользуются такси от случая к случаю и чаще всего готовы списать какие-то неудачные поездки на случайное стечение обстоятельств.
А вот корпоративные клиенты, чтобы использовать такси в регулярном режиме для поездок сотрудников, должны знать, что машины всегда будут гарантированно поданы в нужное время, и готовы платить за комфорт и безопасность. И в данном случае понятие комфорта складывается из таких составляющих, как выполнение обязательств, профессионализм водителей и постоянное повышение их квалификации, наличие системы контроля за исполнением заказов. А главное, таксомоторное предприятие несет всю ответственность за выполнение заказов, имеет необходимые страховки и не прячется за посредниками.