Поездки в такси могут подорожать в десять раз, а пассажиры рискуют остаться без защиты. Крупнейшие игроки рынка обсуждают законопроект о такси, который Госдума планирует рассмотреть в этом году.
Российские паспорт и водительские права, похоже, станут обязательным атрибутом таксиста. Также придется оформить статус индивидуального предпринимателя или заключить договор с перевозчиком. Агрегаторам же запретят иметь иностранный капитал. Если документ будет принят, таксистов начнут экзаменовать на знание города, а в каждом автомобиле установят тахограф, видеорегистратор и онлайн-кассы. В какую сумму таксопаркам может обойтись реформа – на официальном уровне пока никто не подсчитывал. Но даже если исходить из стоимости оборудования, тарифы могут взлететь в 10 раз, заявил на пресс-конференции в НСН председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» Андрей Кудинов.
Председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» Андрей Кудинов
На сегодняшний день более-менее устаканилась цена на рынке. Да, она может варьироваться туда-сюда незначительно. Что произойдет в случае принятия этого законопроекта? Однозначно агрегаторы уберут со своего названия слово «такси» и станут сервисами попутчиков, досками объявления и так далее. Либо цена останется на том же уровне и будут сплошные нелегальные извозы, либо она может в 10 раз вырасти, если кататься на легалах. Примерно такая будет картина.
Впрочем, не исключено, что правительство заморозит законопроект в действующем виде. Основанием для блокировки может стать запрет на работу в такси для иностранцев. С учетом международной обстановки, как считают скептики, преференции должны сохранять хотя бы граждане Белоруссии. Есть в предложенной реформе и другие белые пятна. В погоне за усиленным контролем водителя без должного внимания осталась безопасность клиента.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов
В законопроекте есть большие объемы данных по тому, кто перевозчик, как выдается разрешение, но, к сожалению, отсутствуют права пассажира. Почему это не прописано? На что он может рассчитывать в случае ДТП, на какую информацию он может рассчитывать при заказе и т.д. и т.п. В основном сталкивается с проблемой конкретно пассажир. И мы так же должны обратить внимание на отсутствие в законопроекте слов «Федеральный реестр». Опять будут региональные реестры, когда кто-то ведет в word, кто-то в pdf файле, это все у кого-то теряется. Должна быть электронная система, мы живем в современном мире. Чтобы и пассажир мог проверить конкретного водителя, и сервис заказа, некий агрегатор, мог эту систему в автоматическом режиме проверить, и сотрудники ГИБДД и сотрудники Ространснадзора имели возможность онлайн эту всю информацию смотреть.
Особое недоумение игроков рынка вызвал еще один пункт документа. Зачем выбирать цвет такси на государственном уровне? Представители перевозчиков считают, что определиться с покраской авто регионы должны самостоятельно. В Петербурге, напомним, такие попытки уже были. Три года назад комитет по транспорту предлагал перекрасить весь таксопарк в белый цвет. До дела так и не дошло. И необходимости в этом в Северной столице, в отличие от Нью-Йорка нет.
Директор по развитию группы компаний «Петербургское такси 068» Виктор Соловьев
Если автомобиль берндирован, если у него есть плафон, пассажир и так его определит, если он его вызвал. Цвет не имеет значения в отличие от Нью-Йорка, где автомобили все желтые, но там их ловят на улице. У нас на улице практически никто не ловит, заказывают либо через приложение, либо через телефон и пассажиру приходят уведомления о номере и марке автомобиля, поэтому он его и так определит.
Еще одно новое ограничение — запрет на работу лицам с судимостью за особо тяжкие преступления. Но, как отметили в «Национальном совете такси», преступники редко имеют отношение к резонансным смертельным ДТП с такси. Не хочет иметь отношение к законопроекту и член комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов: «Мне стыдно за такую работу, которую впору брать в кавычки. Нет слов одни эмоции», — написал он на своей странице в facebook. Отметим, документ может вступить в силу до конца года.