На день всех влюбленных Москве грозит настоящая забастовка таксистов. Около 20 процентов водителей собираются остаться дома и не принимать заказы с 13 по 15 февраля в знак протеста против приложений-агрегаторов «Яндекс. Такси» и GetTaxi с их низкими тарифами. Корреспондент Medialeaks постоял в столичных пробках, чтобы прочувствовать, как тяжела и неказиста жизнь московского таксиста.
Такси в эпоху конкуренции
Прежде, чем тронуться с места, Максим – так зовут водителя, который за мной приехал, – выходит из своей корейской малолитражки и без особой спешки протирает фары. Это немолодой человек, аккуратно одетый, с дешевым телефоном, по старинке болтающимся на шее.
– Как поедем? По окружной или через центр?
– Давайте через центр.
– Правильно. Мимо Кремля когда едешь, всегда как-то радостно на душе становится.
Максим начал водить такси в 2007 году. Правда, на несколько лет ушел из профессии, но в 2014 вернулся. Говорит, что чувствует – за рулем его место.
«У меня еще в прошлом веке диагностировали глубокую язву желудка, – рассказывает водитель. – Каждый месяц тратил много денег на лекарства, а как опять начал работать таксистом, сразу забыл про аптеки. Болезни – они ведь от нервов. А если я за рулем успокаиваюсь и хорошо себя чувствую, значит, именно здесь мне и надо быть».
Мы двигаемся в сторону центра, вокруг еще 5-6 желтых автомобилей с шашечками на крыше – несмотря на кризис, в Москве многие пользуются услугами таксистов..Но сами водители недовольны тем условиями, в которых они работают. С 13 по 15 февраля они собираются устроить «тихую забастовку» и не выполнять заказы.
«Не выходите на линию, проведите время с семьей!», – гласит лозунг «Тихой забастовки». Организаторы, видно, решили надавить на больное место, ведь таксисты не так уж много времени проводят дома.
Грядущая акция не на шутку встревожила московские власти. Заммэра Максим Ликсутов даже вызвал главных активистов «на ковер» – в Департамент транспорта, чтобы выслушать их требования. Но изменений никаких не пообещал.
Главная причина негодования таксистов – агрегаторы «Яндекс. Такси» и GetTaxi, которые в конце прошлого года снизили тарифы, а теперь еще и отменили компенсации для водителей, если поездка обошлась дешевле минимальной суммы, которая в будний день сегодня составляет 199 рублей, а в выходной – 245.
«Агрегаторы в конце прошлого года существенно понизили тарифы, при этом многие ввели систему компенсаций водителям, если поездка стоила дешевле минималки. Сейчас эту доплату убрали, параллельно увеличив комиссии. При этом все пользуются мобильными приложениями, потому что, если заказывать машину через компанию, то это будет дороже, – объяснил Medialeaks Вячеслав Смирнов, председатель профсоюза столичных таксистов. – Поэтому мы призываем в дни забастовки не выполнять хотя бы те заказы, которые приходят через агрегаторы».
«Яндекс. Такси» – главный враг столичных водителей – веб-сервис, который появился в 2011 году. По оценкам компании, ежемесячно столичные таксопарки и диспетчерские службы выполняют около 3 миллионов заказов, при этом каждый восьмой из них поступает от Яндекс. Такси.
Таксист, с которым мы едем, подтверждает – от приложений для вызова такси хлопот много. В кризис заказов становится все меньше, а водителей стало слишком уж много – все приезжают из стран ближнего зарубежья и рвутся за руль.
«Вообще с этими агрегаторами, конечно, сложно, – вздыхает водитель. – Там народу слишком много, а где много народу, там, сами знаете, кислорода мало. Вот, например, 7 лет назад, когда я только начинал работать, минимальная стоимость поездки в моем парке была 330 рублей, а бензин тогда стоил 21-22 рубля. Сегодня бензин стал в половину дороже – 33 рубля, а минимальная стоимость поездки – всего 199 рублей. Видите, все дорожает, а такси дешевеет».
Максим рассказывает, как пару месяцев назад проходил экзамен для водителей в «Яндекс. Такси»:
«Людей было много, и половина – не русские. Знаете, такие: Эй, а дарога покажиш?», – передразнивает он с акцентом. – Они ведь даже голосовым набором в навигаторе воспользоваться не могут, потому что по-русски сказать не могут правильно. Так что рынок сейчас перенасыщен».
На что живут таксисты
Но водитель уверен, что цены и большая конкуренция – не главная проблема агрегаторов. С этим можно справиться, если хорошо и честно работать. Куда хуже, по его словам, то, что «Яндекс. Такси» «сливает» хорошие заказы. Максим с обидой вспоминает, как однажды ждал у подъезда клиента, которого надо было везти в аэропорт. На улицу вышли две пожилые женщины и спросили: «Вы в Богдановку?».
«И тут подъехал здоровенный джип без каких-либо опознавательных знаков, что он – такси, и увез их в Богдановку. А в программе «Яндекс. Такси» даже заказа такого не было. А ведь если бы я овез их в Богдановку, получил бы в четыре раза больше, – жалуется мой собеседник. – То есть, получается, люди из этого же подъезда заказывали машину до Богдановки в одном из приложений, с которым мы сотрудничаем, поэтому и подошли ко мне – на автомобиле же есть наклейки агрегаторов. А в приложении никаких заказов до Богдановки из этого дома не было. По идее, агрегаторы должны сотрудничать с таксопарками, но на самом деле самые выгодные, «шоколадные» заказы они передают своим, по блату».
По словам моего собеседника, сегодня таксист за одну смену получает с клиентов от двух до пяти тысяч рублей. При этом нужно платить таксопарку за аренду машины, а также 20% с вырученной суммы – часть из них идет самой фирме, а часть – агрегатору, за те заказы, которые сделали с его помощью. При этом аренда машины обходится примерно в полторы тысячи рублей в сутки.
– Подождите, то есть, получается, вы отдаете примерно половину из того, что заработали?, – пытаюсь посчитать я.
– Ну… Я бы даже сказал, что часто сколько заработал, столько и отдаю.
– А на что же жить тогда?
– Ну… Чтобы было еще, на что жить, нужно много работать. Я вот раньше сутки через сутки работал, и на все хватало. А сейчас и выходного себе позволить не могу. Каждый день нужно хоть немного, да поработать.
Обо всем этом Максим рассказывает спокойно – на жизнь он особенно не жалуется. С гордостью показывает мне в окошке навигатора рейтинг своего таксопарка, где он стоит на первом месте. Хвастается, что пассажиры «Яндекс. Такси» ставят ему высокие оценки. Говорит, что даже в кризисные времена случаются удачные дни.
«Однажды вот пьяного генерала подвозил, – рассказывает водитель. – Никогда столько за один раз не зарабатывал. Езды было максимум на 10 минут, а он дал мне тысячу и говорит: «Сдачи не надо». А Потом спрашивает: «Хочешь завтра еще заработать?». Ну а кто же не хочет-то? Он дает мне 200 евро и говорит: «Завтра жди меня у подъезда в 10 утра… Нет, в 8″. Ну я до пяти вечера прождал, так он и не вышел. Зато я успел отдохнуть, поесть, выспаться…»
Пока мы стоим в пробке на Тверской, Максим рассказывает о своих пассажирах. Кажется, вывести его из себя трудно. Даже историю о том, как он остановился поспать с открытыми окнами и за это время у него украли навигатор, телефон и деньги, он вспоминает без злости. Говорит, что купил дешевый мобильный и несколько дней принимал заказы по нему – как в «старые-добрые времена». Мой собеседник – человек верующий. В какой-то момент начинает казаться, что в его сознании работа, пассажиры и вера тесно переплетены.
«Один раз поехал перед работой в церковь на Таганке – хотел поклониться мощам святой Матроны. А там очередь часа на четыре. Понял, что не успею, и поехал в аэропорт клиентов встречать. А там девочка-инвалид с сиделкой прилетели. Попросили по дороге в гостиницу заехать в ту самую церковь. Их к мощам без очереди пропустили, ну и меня заодно. Я у Матроны попросил здоровья».
Поможет ли забастовка
Максим знает о готовящейся забастовке и говорит, что надо бы ее поддержать, вот только не знает, будет ли от нее толк. Когда он рассказывает, что собирается в ней участвовать, в его голосе звучит неуверенность.
«Бастуй – не бастуй, а смысл? Я думаю, рынок сам все отрегулирует со временем. А в акции примет участие так мало таксистов, что это капля в море, никто и не заметит», – предполагает водитель.
По оценкам Профсоюза таксистов столицы, отказаться от работы с 13 по 15 февраля собираются около трех тысяч таксистов. На «Яндекс. Такси» зарегистрированы 11-13 тысяч таксистов. Получается, что бастовать будут около 20% водителей – не такая уж и маленькая капля. Впрочем, у компаний-агрегаторов положение тоже незавидное. Если одна из них поднимет цены, ей просто перестанут пользоваться, так что увеличение тарифов таксистам никак не поможет.
Максим вспоминает, что в докризисные времена работалось легче – тогда он мог позволить себе выходить на смену через день, а сейчас не может позволить себе выходных.
«В апреле за пару недель заработал денег, чтобы жену на «Можайское море» свозить, – с удовольствием вспоминает он поездку на подмосковное водохранилище. – Загорелая вернулась, довольная. Зато пассажиры не такие капризные стали. Помню, один мне тройку поставил за то, что я за него сумку в багажник не отнес. Теперь такие уже не ездят».