Журналистское расследование

Журналистское расследование

Кто «крышует» такси, или Почему в Краснодаре таксисты не могут работать «по-белому».

А если бы покалечил или убил?

Хмурое ноябрьское утро еще больше потемнело после вызова такси «Везет» (заказываю обычно предварительно, с вечера, чтобы понадежнее было). Усаживаюсь в подъехавший на вызов грязнющий черный «Хёндай», опоздавший на 15 минут, интересуюсь, почему опять и снова — с задержкой. И тут… начинается!

— Какое еще опоздание? — водитель внезапно ударил по тормозам — так, что кинуло вперед. — А ну выходи из машины!

Намекаю, что негоже так разговаривать с клиентами, да и вообще с людьми раза в два старше.

Пока я пыталась набрать телефон такси «Везет», на меня обрушился шквал омерзительной ругани: парень в черной кожанке неожиданно завизжал как резаный, перемежая известного рода эпитеты с отборным матом, обещая в лесок завезти и… Я просто окаменела на заднем сиденье с телефоном в руках. А он выбежал из машины, сорвал с крыши опознавательный знак такси с шашечками и заорал во всю мощь глотки: «Помогите, люди! Я не таксист, а эта села ко мне в машину и не хочет выходить!». К «Хёндаю» ринулся народ с рыночка, что на Зиповской — Московской: что случилось? Действие продолжалось: парень изо всех мужчинских сил за руку тащил меня из машины (синяки на руках сошли где-то через неделю). Но я, ухватившись за переднее сиденье, застыла там намертво. «Таксист» выхватил из моей руки телефон и заорал еще громче: «Выходи — или я его разобью!!!».

«Бейте!» — послушно согласилась я. Тогда он вытащил с сиденья мои вещи и бросил их в лужу. Между тем женщины с рыночка (спасибо им!) уже подключились: «Выходите, он вас сейчас убьет!».

На водителя страшно смотреть: выпученные белые глаза, трясущиеся руки, брызжущий слюной рот… А вдруг он не просто хам, а пьяный или подкуренный?

На утреннюю планерку я, конечно же, не успела. Закрылась в кабинете и долго сидела — приходила в себя. А если бы он действительно меня покалечил или даже убил?..

Армен Арменович сердится

Небольшой кабинет на Репина, 10 — здесь расположился финансовый директор ООО «Лидер-К» (оно же такси «Везет») Армен Арменович Асланян. Начинаю свой невеселый рассказ об инциденте в такси, но он тут же останавливает:

— Мы в курсе — вы же звонили, наши диспетчеры все слышали. Мы уже расторгли договор с водителем черного «Хёндая» 097 Денисом Андриановым. Настоятельно рекомендую написать на него заявление — чтобы закон наказал его по заслугам.

Армен Арменович вытащил из внутреннего кармана пиджака бордовое удостоверение — «Комитет по противодействию коррупции», и когда я потянулась, чтобы рассмотреть, что еще там написано, убрал его:

— Я — сторонник того, чтобы таких наказывали юридически. За каждое нарушение.

— И давно Андрианов у вас в «Везет»? — интересуюсь. — Можно все-таки его договор посмотреть?

— Нельзя. Мне его нужно искать. И вообще, я вам не должен его показывать.

— И сколько у вас всего заключено договоров?

— Коммерческая тайна.

— А сколько машин?

— Коммерческая тайна.

С каждым новым вопросом Армен Арменович отвечал все однозначнее, хмурился все больше и больше и в конце концов выложил:

— Диспетчерская «Везет» — это информационная служба. Мы — справочное бюро! Мы за своих детей не несем ответственности, а вы хотите, чтобы мы за проступки водителей отвечали.

И вот это уже — чистейшей воды правда! То, что в фирме «Везет» царит полная, граничащая с преступностью безответственность, мне пришлось испытать в буквальном смысле на своей шкуре — синяки от «черного хёндаиста» помните?

А ведь к тому все шло…

Почти три года назад (весной 2013-го) знакомые посоветовали воспользоваться услугами такси «Везет» — мол, что ты со своим «Сатурном» мучаешься, это новая фирма — и приезжают вовремя, и оплата в разумных размерах. И в самом деле — в первое время все шло нормально.

Но где-то в августе 2013-го заказать такси с улицы Московской уже стало проблемой. Диспетчер, как правило, предупреждал: нужно ждать полчаса или «в течение часа». Когда в очередной вторник (было восемь утра) в очередной раз прозвучало «в течение часа», поинтересовалась: почему, что случилось? «Дождь», — коротко ответила диспетчер. Откуда, какой дождь — ну упала с неба пара капель, так даже асфальт не намочило!

Все это было бы смешно, если бы на следующий день опять же не пришлось ждать такси (в это же время) ровно 50 минут! На этот раз исчезла белая «десятка» (госномер 910), о прибытии которой на место нам было сообщено диспетчерской службой. Полчаса безрезультатно ее искали четверо диспетчеров. Потом выяснилось, что и сам заказ потерян!

Потрясающая некомпетентность и непрофессионализм диспетчерской службы расцветали с каждым месяцем… Видимо, поначалу, работая на имидж, таксисты и диспетчеры от «Везет» старались себя подать, как говорится, лицом, а когда служба раскрутилась более-менее — распустились… А где же служба качества, где руководство фирмы, городские контролирующие организации? Эти вопросы в остром сигнале под заголовком «Везет» не везет» газета адресовала департаменту транспорта Краснодарского края, на что осенью 2013-го получила за подписью временно исполняющего тогда обязанности руководителя департамента А.П. ОРКОПУЛО отписку: разрешения на осуществление деятельности для такси «Везет» департаментом не выдавалось, идентифицировать автомобиль — «десятку» 910 — не предоставляется возможным…

«Почему «Везет» плюет на клиентов?»

Так называлась очередная критическая публикация о безобразнейшей работе такси «Везет», которая была опубликована в «Вольной Кубани» 25 июля 2015 года. В понедельник 20 июня в 19.53 было заказано такси по адресу: Калинина, 468, служебный взъезд в гостиницу «Интурист» (у редакции с гостиницей практически один двор). В 20.10 нам сообщили: «Вас ожидает серая «Тойота» № 814″, мы вышли и практически час прождали «Тойоту», которая… так и не появилась! Все это время бессчетное количество раз общались с операторами «Везет», а также 5 раз (!) с работниками службы качества.

Чего только не пришлось услышать за час этого вынужденного эксперимента! Оператор, представившийся Дмитрием Опалиным, заявил, к примеру, что «я не работаю с перевозчиками», оператор Ирина — что «заявка ваша принята службой качества и через два (!) часа вам сообщат». Раз десять нам пообещали: «Водитель вам обязательно перезвонит», еще раз пять: «Водитель на месте»… В порядке контроля 22 июня в 20.40 мы уже из редакции позвонили в службу качества «Везет», оператор Лилия в очередной раз пообещала: «С вашим вопросом разберутся и вам перезвонят». Так и не перезвонили.

Уже тогда (за полгода до наглого хёндаиста-097 Дениса Андрианова) мы предупреждали в «Вольной Кубани»: «Хамство и возмутительный непрофессионализм работников диспетчерской службы от «Везет», конечно же, зашкаливают. И сколько же можно срывать заказы (даже предварительные!), прикрываясь дежурно-беспомощными — «нет машин в вашем районе», «пробки», «не можем найти машину»…

Не можете — учитесь! Не получается — закрывайте фирму! Вместо того чтобы срочно наладить рабочий процесс, вы увеличиваете свой автопарк: и разбитые (после аварии) машины выпускаете на линию, и грязные, и без каких-либо опознавательных знаков… Да, копейка рубль бережет — но не в таких же масштабах! Откуда такая алчность, господа?»

Кто контролирует?

И еще один, пожалуй, главный вопрос прозвучал в той публикации полугодичной давности: кто и как из краевой и городской транспортных служб контролирует работу такси «Везет»? Если, конечно, вообще контролирует?

Вот что сообщил тогда редакции в официальном ответе заместитель главы МО город Краснодар В.П. БОНДАРЬ:

«На основании фактов, изложенных в указанной статье, специалистами отдела контроля департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар (далее — департамент) совместно с руководством такси «Везет» проведена служебная проверка. По ее результатам установлено, что 20.06.2015 в период с 19.00 до 21.00 заявки в диспетчерскую службу такси «Везет» на вызов автомобиля по адресу г. Краснодар, ул. Калинина, 468 (служебный въезд в гостиницу «Интурист») не поступало. Водитель транспортного средства марки «Тойота» серого цвета (с цифрами государственного регистрационного знака 814) на данном предприятии осуществляет перевозку пассажиров и багажа легковым такси с 14.07.2015, что исключает возможность предоставления 20.06.2015 такси «Везет» услуг по перевозке пассажиров легковым такси с использованием указанного транспортного средства».

Вот как объясняет сейчас, через полгода, появление на свет этого чуда чиновничьей отписки Армен Арменович Асланян: «Они, скорее всего, ошиблись». А не вы ли предоставили городскому департаменту заведомо ложную информацию, Армен Арменович, а департамент ею воспользовался?

Вот так, походя — «а пошли вы все»…

Из официального ответа руководителя департамента транспорта Краснодарского края А.В. ВОРОНОВСКОГО (№ 60—6494/15—07—20 от 24.08.2015 г.) получается, что обстановочка-то вообще — швах:

«…Сообщаем, что такси «Везет» департаментом транспорта Краснодарского края разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси НЕ ВЫДАВАЛИСЬ.

Необходимо отметить, что практически все перевозчики работают через диспетчерские службы (службы заказа легкового такси), деятельность которых не имеет специального регулирования на уровне федерального законодательства.

…По причинам коммерческой выгоды и нахождения в теневом секторе диспетчерские службы в организованном и массовом порядке передают заказы пассажиров как лицам, в установленном порядке получившим разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, так и сотням тысяч водителей, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих разрешения на указанный вид деятельности. (?! — Ред.)

По существу службы заказа такси являются не только организаторами нелегальных перевозок, но и создателями устойчивых групп граждан по противодействию государственному порядку управления, установленному требованиями Федерального закона № 69-ФЗ. (?! — Ред.).

…Необходимо отметить, что «нелегальные перевозки» в большинстве случаев осуществляются автомобилями, техническое состояние которых и стаж их водителей не соответствуют предъявляемым законом требованиям, и имеют место случаи нахождения водителей в состоянии наркотического опьянения.

Таким образом, в отсутствие разрешения на ее осуществление деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси является незаконной, общественно опасной».

В общем — приехали! Получается, что на сегодняшний день каждого, кто читает сейчас эти строки, в любой момент разбушевавшийся по причине того же наркотического опьянения или просто так, по желанию, таксист может запросто если не прибить, то выкинуть из машины, и никто за это не ответит?! Никакие теракты не нужны и прочие форс-мажорные обстоятельства…

Более того, все эти якобы «диспетчерские» не просто незаконно загребают не облагаемые налогом денежки, минуя краевую (городскую) казну, но и общественно опасны — ну прямо враги народные!

Берегитесь, люди!

Мы трижды (в ноябре и декабре) выезжали в рейды по выявлению нелегальных такси в краевом центре совместно с работниками ГИБДД и некоммерческого партнерства автотранспортных перевозчиков «Единство» (с его руководителем Сергеем Гвоздыком газета сотрудничает уже не одно десятилетие). Ситуация аховая: только у одного из десяти остановленных по требованию инспекторов ГИБДД такси обнаруживались кое-какие документы. Ни трудовых договоров, ни страховок, ни техосмотров (вовремя), ни путевых листов (то бишь путевок)…

Ну и сами водители — нарочно не придумаешь… На наш заказ от фирмы «Везет» прибыла белая «Дэу-Нексиа» (к488еу) и водитель… с поломанной (в гипсе, на фиксаторе) правой рукой! Водитель черной «Дэу-Нексиа» (х809кв), похоже, тоже из цирковых: «Я не таксист, я просто гражданин! Эту фигню (таксистский плафон на крыше. — О.Ц.) маленький сын на машину поставил — ну просто игрушка на магнитике!». Сатурновец на сером «Шевроле» (т807нс) тоже таксует без путевого листа и прочих документов… «Почему?» — интересуемся. В ответ сакраментальное: «Жизнь такая…»

Из двух десятков остановленных для проверки такси аккуратную папочку с документами предъявил единственный таксист — Шумаф Махмудович Псеунок, проживающий в поселке Понежукай (Адыгея). Что называется — как кур во щи, ибо документики эти дорогого стоят, если внимательно к ним присмотреться. Нас они привели в такие дебри…

Начнем с того, что битому-перебитому (жалко смотреть) «жигуленку» (х740ра01), позывной «Алмаз», уже далекого 2005 года выпуска и его водителю Псеуноку Ш.М. вообще таксистский извоз по краевому центру воспрещен: разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдано минтрансом Республики Адыгея (регистрационный номер 826 от 25.12.2012 г.).

— Вам известно, что по закону 69-ФЗ перевозка пассажиров и багажа легковым такси по территориям других субъектов РФ допускается только в случае, если пункт подачи легкового такси находится на территории субъекта РФ, выдавшего разрешение? — задает Псеуноку вопрос Гвоздык.

Понежукаевец растерянно разводит руками:

— Не знаю… Я сейчас шефу позвоню…

А как «заботится» «Алмаз» о своих горе-таксистах, которые, как и понежукаевец Псеунок, таксуют на готовых в любой момент развалиться авто? Без путевых листов, техосмотров, страховок, проверки технического состояния автомобиля и здоровья перед выездом на линию… Несмотря на то что это уголовно наказуемо!

— Если честно, в прошлом году последний раз приезжал за путевкой, — наконец признался Псеунок. — Я больше птицеводством занимаюсь, курами, еще плитку кладу.

— А выпуск вашего транспорта на линию где же? И вообще — хоть раз проходили?

— Пытался, в поселке Яблоновском на Индустриальной, 14… Никого не застал. Там наша фирма находится.

Краснодар — Республика Адыгея — Краснодар.

Источни

 

Похожие новости