Для такси закон не писан. А нужен?

Благодарим газету «Невское Время» за освещение тематики таксомоторных перевозок в Санкт-Петербурге.  Цитируем полный текст статьи:

«НВ» выяснило, почему один и тот же маршрут у разных перевозчиков стоит по-разному и можно ли привести цену к единому знаменателю с помощью закона

Вызывая такси, мы неизбежно сталкиваемся с выбором фирмы. Сейчас рынок перевозчиков пестрит крупными, раскрученными брендами, при этом разница в цене за одно и то же расстояние у разных компаний доходит до нескольких сотен рублей. Выбор такси полностью отдаётся на откуп клиента, которому в поисках наиболее дешёвого варианта приходится порой обзванивать с десяток фирм. Ситуация может измениться в ближайшее время, если городские власти решат регулировать тарифы на такси, и такая инициатива уже есть. И всё же может ли официальное такси стать ещё дешевле? Нужен ли Петербургу закон «О легковом такси», который давно пылится на полках Законодательного собрания? И от чего именно зависит цена на такси?

Баба Маша на телефоне

По оценкам специалистов, в северной столице насчитывается около 180 (!) официальных таксомоторных компаний. Из них крупных фирм, в парке которых больше 200 автомобилей, не больше шести. Остальные – мелкие, работающие через диспетчерские центры, их парк составляет 5–20 автомобилей. Если же считать машинами, то в Петербурге насчитывается около 8000 такси.

– Из них 3 тысячи машин принадлежат легальным перевозчикам, то есть предприятиям, содержащим эти авто у себя на балансе, – рассказал Виктор Соловьёв, заместитель генерального директора НП «Петербургское такси». – Ещё примерно треть – совсем нелегальным таксистам, у которых ничего нет, кроме шашечек, и которые называют пассажиру любую цену. И треть – это частные таксисты, работающие через диспетчерские центры. Здесь вроде бы всё официально: они платят налоги, их курируют диспетчеры, за некоторыми наблюдают с помощью GPS-навигации. Таксистов, на которых поступила жалоба, оставляют без заказов. Но беда в том, что по Федеральному закону № 69 «О такси», принятому ещё в 2011 году, они не могут существовать.

Парадоксально, но факт: столь популярная сегодня в Петербурге служба, как такси «Везёт», – яркий представитель работы через диспетчерский центр. Своих машин у компании немного, в основном они работают с частниками, подрабатывающими извозом. Легальные такси относятся к таким диспетчерским службам брезгливо. Цена за поездку у них примерна такая же, как и у остальных, зато качество машин оставляет желать лучшего.

– В автопарках крупных служб такси возраст машин составляет не старше двух лет, водители проходят медосмотр и за любую провинность депримируются или снимаются с маршрута, – рассказал генеральный директор такси «6000000» Алексей Эвентов. – А знаете, как работают диспетчерские службы? Сидит баба Маша на телефоне, вяжет носки и попутно принимает заявки. Их передаёт деду Пете, который на своей изношенной машине подвозит людей. О каком качественном быстром обслуживании здесь можно говорить?

Напомним, ситуация на рынке такси в Петербурге серьёзно изменилась год назад, когда вступил в силу 69-й федеральный закон. Он потребовал от частного извозчика наличия большого пакета документов и автомобили в собственности или в лизинге. По этому закону пойманному с поличным частнику грозит штраф: от 1000 до 5000 рублей. За отсутствие цветографической схемы на бортах и фонаря на крыше берут 3000 рублей, за невыдачу чека – 1000, за провоз пассажиров при отсутствии лицензии – 5000 рублей. Представители таксомоторных компаний признают: штрафы сделали своё дело – бомбил на городских дорогах стало меньше. Но «диспетчерские» такси по-прежнему составляют легалам серьёзную конкуренцию.

35 рублей за километр

Таксисты признают: горожане пользуются такси гораздо охотнее. Причину видят в том, что за последний год тарифы на поездки не выросли ни на рубль. Средняя цена за километр сегодня – 35 рублей. На вопрос, может ли такси стать дешевле, представители таксомоторных предприятий ухмыляются.

– Дешевле – вряд ли, – пояснил Виктор Соловьёв, – цена за поездку напрямую зависит от стоимости бензина. Например, десять лет назад бензин стоил полдоллара, а километр – 20 рублей, сейчас стоимость бензина составляет примерно доллар, а стоимость такси выросла до 35 рублей. Такси будут эффективны, когда им разрешат то, что не разрешают сейчас, например проезд по выделенным полосам для пассажирского транспорта.

Но недавно городские чиновники в очередной раз заикнулись о своём желании регулировать тарифы на услуги такси.

– Одни компании чётко работают с автопарком, и он у них не простаивает, – пояснили в комитете по транспорту, – а некоторые перевозчики часами ждут появления клиента и в итоге пытаются перенести на него всю свою упущенную выгоду. Наконец, под эти расценки будут вынуждены подстраиваться нелегалы, иначе они рискуют быть обнаруженными.

Представители же таксомоторных предприятий скептически смотрят на инициативу чиновников регулировать расценки.

– Мы работаем по правилам, которые вырабатывались годами, – считает Виктор Соловьёв. – В Петербурге сложился расчёт стоимости не по времени в пути, а по километражу. Люди хотят знать стоимость поездки ещё до того, как сели в машину. Спрос породил наше предложение в 35 рублей за километр, которое считаю вполне доступным, поэтому думаю, что регулирование цены «сверху» будет лишним.

Кроме того, если чиновники установят планку, то перевозчики получат право на господдержку – дотации, ослабление налогообложения и так далее. Боле того, перевозчики, которые будут нести убыток из-за регулируемого тарифа, вправе обратиться за возмещением из средств бюджета. При отказе же в субсидиях в ситуацию вмешается ФАС.

Перекрасимся за два года

Универсального рецепта, как навести порядок на таксомоторном рынке, признают таксисты, пока нет. Бороться с нелегалами можно с помощью проверок, но осуществлять их, по сути, сегодня некому. Единственная структура, которая проводит рейды, – Управление на транспорте МВД России по СЗФО. ГУ МВД пытается подключиться, но у них слишком много другой работы.

По мнению таксистов, ситуацию мог бы изменить городской закон «О легковом такси». Законопроект уже прошёл необходимую юридическую экспертизу, но почему-то до сих пор не внесён на рассмотрение Законодательного собрания. В общих чертах городской закон о такси повторяет федеральный, но у него есть и свои региональные особенности. Так, в Петербурге лицензированным такси разрешат ездить по выделенным полосам, предназначенным для движения городского транспорта. Также законопроект ограничит число такси на улицах (по оценкам специалистов, до 12 000 машин). А в каждом такси обяжут указывать телефон для предъявления претензий тем, кого не устроило качество поездки.

Кроме того, в законе можно прописать и единую цветовую гамму машин – узнаваемость легального такси среди пассажиров. Правда, легальные таксисты на изменение цвета смотрят без радости. По словам руководителя такси «068» Виктора Соловьёва, перекраска машины – это и полная смена пакета документов, и простой автомобиля как минимум на две недели.

– Финансовые потери обойдутся минимум в 150 тысяч с каждой машины, нам это не выгодно, – пояснил перевозчик. – Правда, если на смену цвета выделят пару лет, то это можно будет сделать без проблем. В легальных автопарках срок службы автомобиля составляет не более двух лет, поэтому бортовой цвет можно сменить при обновлении таксопарка.

Попробуй встань

Более важной проблемой, чем перекрашивание такси в один цвет, перевозчики считают наведение порядка с парковками. Таксисты рассказывают, что, например, встречать пассажиров с Московского вокзала попросту негде. Припарковаться можно только в районе «Галереи» на Лиговском проспекте, но во время прибытия, например, «Сапсана» даже тут машины выстраиваются в три ряда. Похожая ситуация на Ладожском и Балтийском вокзалах. А в Пулково другая беда: или ждать пассажира на задворках, или платить 150 тысяч управляющей компании, которая заведует таксомоторным обслуживанием воздушных ворот Петербурга, и отчислять ей 20 процентов от стоимости каждого заказа. Отдельной проблемой является скопление нелегалов в аэропорту, которые едва ли не хватают прилетевших за рукав, чтобы усадить в машину.

– Обидно, что именно такое лицо города предстаёт прибывающим в северную столицу иностранцам, – говорит Виктор Соловьёв. – Проблема аэропорта действительно самая глобальная. Мы не можем решить всё, пусть этим занимается город.

В комитете по транспорту уже есть предложения на этот счёт. Например, ввести на парковках в районе транспортных узлов ограничения по времени стоянки, чтобы драгоценное городское пространство не занимали сутками скучающие представители таксомоторных компаний, у которых страдает логистика. Но пока это лишь идеи, которые опять же некому воплощать в жизнь.

 

между тем…

Заказать такси можно одной кнопкой

Наряду с традиционными способами вызова такси по телефону через диспетчера или на сайте компании в Петербурге появились специальные сервисы вызова такси через специальные приложения смартфонов – «Яндекс.Такси» и «GetTaxi». С помощью новых сервисов петербуржцы могут быстро вызвать такси, не обзванивая таксопарки. Их разница в том, что если «Яндекс.Такси» работает с тремя крупными официальными таксопарками Петербурга («6000000», «777» и «068»), то GetTaxi справляется своими машинами, а в его маршруты включены только Центральный, Адмиралтейский районы, Петроградский, Василеостровский, Московский и Фрунзенский а также аэропорты Пулково-1 и Пулково-2. Суть сервисов в следующем: машина вызывается несколькими кликами через приложения, которые бесплатно скачиваются на смартфон. При этом клиент может увидеть на экране телефона не только фото водителя, но и отследить по карте маршрут своей машины. По цене вызов такси «несколькими кликами» не отличается. Неоспоримый плюс – время подачи машины намного меньше.

 

комментарии

«Исправить ситуацию поможет городской закон»

Виктор Соловьёв, директор коммерческого департамента ГК «Петербургское такси 068»:

– Легальные таксомоторные предприятия возлагали большие надежды на 69-й закон, вступивший в силу с 1 сентября 2011 года. Он был призван навести порядок в городском такси и избавить Петербург от вездесущих «бомбил». Но за прошедшие 1,5 года ситуация на рынке таксомоторных перевозок практически не изменилась. Исследование фонда защиты прав потребителей «Белый город» показало, что сегодня рынок такси условно можно поделить на три части: «белые» (легальные таксомоторные фирмы со своими машинами и водителями), «серые» (те, кто в своё время получил разрешение на работу такси в качестве индивидуальных предпринимателей) и «чёрные» (это давно известные «бомбилы» без разрешений на работу, действующие под эгидой диспетчерских «из интернета»). Причём «белых» перевозчиков в Петербурге насчитывается около 3000 машин. «Серых» – около 3000. «Чёрные» не поддаются исчислению. «Серая» прослойка появилась 7 лет назад – после того, как законодатели разрешили привлекать к работе в такси любой транспорт, а не только тот, который находится в собственности или лизинге компаний. Эти компании работают, но не проходят техосмотр, медосвидетельствование и так далее. При этом новоиспечённые «предприниматели», обзаведясь документами для работы в такси, затем пошли в налоговую и аннулировали регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).

Беда в том, что отловить «серых» перевозчиков нельзя – в законе не прописано, кто это должен делать. Транспортные чиновники выйти в «рейд по ИП» не могут: по закону проверить «индивидуала» можно только через пять лет. ГИБДД тоже не наделено такими функциями. Вот они и работают до первой проверки. Поэтому, чтобы в корне исправить ситуацию на рынке такси, нужно отработать механизм отзыва выданных некогда лицензий. А его нужно чётко прописать в городском законе «О легковом такси», который уже давно следует принять.

«Соблюдение правил обойдётся в месячный заработок»

Роман Чечурин, нелегальный таксист:

– Я подрабатываю нелегальным таксистом в одном из пригородов Петербурга. Шашечки на магните есть, но официально как такси не оформлен. А год назад с выходом 69-го закона я перестал пользоваться шашечками, то есть ушёл в подполье. Выходя в выходные на промысел, понимаю, что могут в любой момент поймать – спросить лицензию, выписать штраф и забрать машину на штрафстоянку. Но пока везёт – не попадался. Полное соблюдение всех правил: регистрация себя как частного предпринимателя, оформление разрешения на извоз, покупка счётчика и кассового аппарата обойдётся мне в месячный заработок около 30 тысяч рублей. К тому же никто толком не знает, где следует получать это разрешение, где проходить ежедневный техосмотр и осмотр врача. Ведь правила и это требуют. Все нелегалы работают через диспетчерские центры. Мне говорят адрес, я отвожу человека, беру деньги, из которых рублей 400 отдаю диспетчеру (в среднем это 20 процентов заработка). Остальное беру себе. Если подкинуть диспетчеру лишние деньги, то можно надеяться на хорошие заказы. Заработок разный – можно простоять целый день и не дождаться ни одного заказа, а можно за один день заработать до 5000 рублей.

«Извозом всегда зарабатывал на кусок хлеба»

Алексей Карипов, частный извозчик:

– Частным извозом я подрабатываю вот уже 40 лет, и это всегда выручало в периоды безденежья. При этом никогда не было желания устроиться в службу официального такси. На мой взгляд, такси по-прежнему остаётся недоступным для обычного горожанина. Обычные люди пользуются услугами такси 1–2 раза в месяц, чтобы доехать от друзей поздно вечером, после корпоратива или в аэропорт. Я выезжаю на промысел в вечерние часы. Наиболее хорошие дни – с пятницы по воскресенье, плохие – понедельник-среда. В хорошие дни получалось зарабатывать 2000–3000 тысячи рублей. Конечно, я беру меньше, чем официальные такси, – 24 рубля за километр. В основном курсирую по юго-западу города, средний маршрут обходится в 250 рублей. Со временем обзавёлся постоянными клиентами. Ведь за годы работы на городских дорогах я уже выработал маршрут объезда каждой пробки.

Одно время работал через диспетчерскую интернет-службу «Везёт». Никогда не видел ни начальника, ни механика, просто регистрировался на сайте и получал заказы с помощью SMS-сообщений или звонков, 20 процентов от выручки отдавал диспетчеру, остальное брал себе. Очень удобный вариант заработка для нелегального извозчика.

// Софья Прокошева
Оригинал статьи:
http://www.nvspb.ru/tops/dlya-taksi-zakon-ne-pisan-a-nujen-50971

Похожие новости