В распоряжении Rusbase оказался текст меморандума от представителей российских общественных и некоммерческих организаций в области таксомоторного бизнеса, направленный против Uber и подобных ему сервисов онлайн-заказа такси.
Авторы меморандума заявляют о начале «масштабной кампании», в рамках которой они требуют изменить законодательство и провести проверки сервисов такси.
Кто выступил против Uber
В тексте меморандума заявляется, что он подписан представителями «общественных, экспертных и некоммерческих организаций, а также профсоюзов, объединяющих всех участников таксомоторного бизнеса России». Сам документ подписан семью людьми:
Инициатором кампании выступил Станислав Швагерус. В беседе с Rusbase он подтвердил подлинность документа. Также информацию подтвердил для Rusbase Виктор Соловьев из НП «Петербургское такси».
Чем недовольны авторы меморандума
«Uber в данном случае – понятие собирательное. У всех [подобных сервисов] правила напрочь противоречат действующему законодательству», – заявил Швагерус в комментарии Rusbase.
В первую очередь составители меморандума обвиняют «агрегаторы» и «диспетчерские службы» (так в тексте документа называются сервисы вроде Uber) в нарушении российского законодательства, что, по их мнению, позволяет этим сервисам «грабить водителей такси», привлекая клиентов по тарифам «ниже себестоимости услуги»:
«»Агрегаторы», руководствуясь исключительно внутренними правилами, которые по ряду ключевых позиций не соответствуют федеральному законодательству, уходят от налогов и перекладывают всю нагрузку за исполнение услуг и ответственности за нее исключительно на водителей такси. Верхом беззакония деятельности американской компании Uber в России является ее работа по законодательству Нидерландов», – говорится в меморандуме.
Из-за этого, пишут авторы документа, рабочие места, социальные и трудовые гарантии ликвидируются, государство перестает получать налоги, а автомобильная промышленность – корпоративные заказы на новые автомобили для такси.
«В итоге миллионная армия российских водителей такси фактически стала заложником транснациональных IT-корпораций и так называемых «диспетчерских служб» – вынуждена работать по 18-20 часов в сутки, чтобы прокормить свои семьи», – говорится в меморандуме.
Из-за вынужденного снижения расходов страдает и обеспечение безопасности в такси, говорится в меморандуме, из-за чего «в городах, на дорогах страны ежедневно гибнут десятки пассажиров такси».
Инвесторам тоже досталось
В контексте всех упомянутых проблем авторы вспомнили и тех, кто сотрудничает или инвестирует в Uber в России:
«Однако при этом Сбербанк России в 2015 году заключил с UBER соглашение о сотрудничестве, а российские компании – холдинг USM и «Группа Сумма» – инвестировали в UBER десятки миллионов долларов», – говорится в меморандуме.
Чего хотят авторы меморандума
В течение полугода составители документа намерены реализовать две задачи, «направленные на улучшение социально-экономического положения водителей»:
– Первое: привлечь органы исполнительной власти в каждом субъекте РФ к пересмотру и приведению в соответствие с федеральным законодательством правил таксомоторной деятельности. Это «приведет к более справедливому перераспределению доходов» между классическим такси и сервисами вроде Uber, отмечается в документе;
– Второе: использовать такси для «транспортного обслуживания государственных органов всех уровней» и таким образом увеличить спрос на услуги такси. «Такая мера позволит также минимизировать госрасходы на закупку и аренду автомобилей для служебного использования чиновниками», – пишут авторы меморандума.
Требовать «реальной защиты интересов водителей такси» авторы намерены от органов власти, политических партий, а в целом – от «любых сил»:
«Мы открыты к сотрудничеству и взаимодействию для совместных действий с любыми силами, поддерживающими озвученные цели», – пишут составители документа.
Что уже сделали в рамках кампании
Инициатор кампании Сергей Швагерус рассказал Rusbase, что работа ведется уже по обоим направлениям: «По первому пункту в Москве уже ведется работа Департаментом транспорта, по второму — Общероссийский народный фронт ищет способы, как ограничить чиновников», – говорит Швагерус.
Также он рассказал, что направил обращение в Департамент транспорта Москвы с просьбой проверить правила работы сервисов по заказу такси на соответствие федеральному законодательству, и поделился с Rusbase копией ответа от департамента.
В официальном ответе говорится, что «в адрес крупнейших диспетчерских служб по вызову такси был направлен запрос на предоставление документов, регламентирующих оказание услуг населению, а также обоснований соответствия указанных документов федеральному законодательству».
Ведомство, однако, считает «преждевременным» создание «рабочего органа из научных и иных организаций, ученых и специалистов, для анализа соответствия внутренних документов диспетчерских служб легкового такси законодательству в области транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры», идею которого предложил в своем письме Швагерус.
В данный момент Сергей также занимается организацией забастовки таксистов против Uber в Париже.
Напомним, ранее распространение сервиса Uber, особенно его версии для не лицензированных таксистов UberPOP, вызвало волну протестов со стороны «классических» таксистов. Наиболее масштабные волнения прошли в Париже в июне 2015 года; забастовки таксистов проходили в том числе и в Москве. Сервис запрещен (или частично запрещен) в ряде стран, включая Бразилию, Индию, Канаду, Китай, Францию и др.
В августе 2015 года сообщалось, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФне выявила признаков нарушений антимонопольного законодательства онлайн-сервисами Uber, Gett и «Яндекс.Такси».
Представители Uber, Gett и и «Яндекс.Такси» не предоставили свои комментарии к моменту выхода публикации.
Свою позицию высказал Михаил Виноградов, генеральный директор компании «Таксилёт»:
Михаил Виноградов
Генеральный директор «Таксилёта»
Все эти организации и партнерства не могут ни на что повлиять, я считаю. В основном, в такие организации входят владельцы парков такси. Парки пока ещё держатся за старые диспетчерские, за очереди в аэропорту, за сладкие точки у «Детского мира», за постоянных «жирных» клиентов и т. д. Паркам сложно конкурировать с частниками. У частников другая экономика. Парк должен окупать машину, а частник — нет.
Профсоюзы таксистов обречены ещё и потому, что профессии такой больше нет — таксист. Каждый мужчина с правами и машиной теперь может быть таксистом. Пусть он после работы халтурит на заказах. Он таксист всё равно. Uber немного вне закона. Но это временно, это законодатель не поспевает за инновациями.
А ни вреда, ни пользы от этих меморандумов никакой не будет.