Садясь в такси после тусовки в ночном клубе, петербуржцы не подозревали, чем закончится их поездка
Водители казались очень доброжелательными, предлагали пассажирам сигареты или напитки — как потом оказывалось, с психотропными веществами. Пассажиры «отключались», а таксисты их грабили. У одного мужчины не выдержало сердце, он умер. Сначала думали, что смерть естественная, но отец погибшего не поверил и провел собственное расследование.
Тело 40-летнего Александра Лаптева обнаружили утром 12 марта около одного из корпусов дома № 50 по Октябрьской набережной. Мертвый мужчина в хорошей одежде неподвижно сидел, привалившись к колесу автомобиля. Полицию вызвала женщина, которая из окна своей квартиры видела, как этого мужчину привезли двое неизвестных. Они выволокли его из авто, несколько раз ударили по щекам, словно пытаясь привести в чувство, затем оставили возле чужой машины и уехали. Женщина записала номер автомобиля, на котором уехали незнакомцы, и позвонила в 02. Вместе с полицией приехала и «скорая». Медики констатировали смерть — предположительно, естественную, потому что повреждений на теле сначала не обнаружили.
— Александр был физически и психически здоров, — пояснил «МК в Питере» причины своего недоверия Виктор Лаптев, — Он окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени Попова, был военным. Потом его сократили, и он устроился работать в банк. Последние несколько лет трудился в отделе по организации электронного документооборота.
Сам Виктор Лаптев, к слову, тоже бывший военный, подполковник в отставке береговой службы Северного флота. Ждать у моря погоды он не стал, затеяв собственное расследование гибели сына. Тем более что 14 марта 2016 года во время встречи со своим вторым сыном Сергеем узнал весьма любопытную подробность. Утром 12 марта Александр прислал брату странную смс «Следи за мной». Сергей Лаптев тогда находился в Москве. Проверив по GPS местонахождение мобильника брата, он увидел, что телефон не перемещается и довольно долгое время находится на набережной Фонтанки недалеко от музея Фаберже. Тогда Сергей попросил своего приятеля съездить к Фонтанке, тот приехал, но на набережной уже никого не было.
«ДОМАШНЕЕ» РАССЛЕДОВАНИЕ
Первое, что сделал Виктор Лаптев, это проверил путь следования сотового телефона сына. Аппарат был синхронизирован с домашним компьютером Лаптева (да и вообще отец и сыновья настроили технику так, чтобы можно было друг друга в случае чего найти). Виктор увидел, что сын, судя по местонахождению телефона, был в бильярдной, а затем в ночном клубе. Потом он сел в такси, и машина (а с ней и телефон) начала движение. Минут на 15 автомобиль остановился на набережной Фонтанки, заехал на заправку. Затем телефон «отметился» на Октябрьской набережной, где и нашли тело Александра, а потом «поехал» дальше и примерно в семь часов «остановился».
Виктор поехал туда, и на стоянке около дома нашел машину, из которой выгрузили тело его мертвого сына (именно ее номер записала свидетельница). Так появилась первая зацепка, благодаря которой удалось поймать целую группу таксистов, промышлявших не только частным извозом, но и грабежами своих пассажиров.
Проще всего было «выйти» на Шерзата Кодирова. Тот использовал мобильные телефоны жертв, вставляя в них собственные сим-карты. Именно проверяя местонахождение телефонов пострадавших, следователи нашли Кодирова. Сразу задерживать его не стали, решили прослушать телефон. Таким образом выявили и его подельников.
К этому моменту эксперты уже установили, что перед смертью Александра Лаптева «накачали» психотропным препаратом клозапином, который в сочетании с алкоголем может привести к летальному исходу. Именно это лекарство и стало причиной гибели мужчины.
— Мы понимали, что действовать надо четко и быстро, потому что могут быть и еще смерти, — рассказывает заместитель руководителя управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Петербургу Антон БРЕЙДО.
Когда следователи задержали подозреваемых, они предложили им заключить досудебное соглашение (обвиняемые признают свои преступления и дают показания, а следователь ходатайствует о смягчении для них наказания). Один из них согласился. Так удалось выяснить подробности убийства Александра Лаптева и грабежей других людей.
СИГАРЕТЫ С ДОБАВКАМИ
Своих жертв таксисты искали ранним утром возле ночных клубов преимущественно в центре города. Выбирали наиболее прилично и дорого одетых мужчин, предлагали подвезти по цене ниже рыночной. Если клиент оказывался трезвым, его просто отвозили по заказанному им адресу. Если же выпивший, таксисты начинали действовать.
— Они заводили разговор, переводили общение на приятельский уровень, — рассказывает Антон Брейдо. — Потом предлагали выпить или покурить. А в напитках или сигаретах были подмешаны психотропные вещества, из-за которых пострадавшие потом не могли сопротивляться. Причем не только физически, но и психологически.
По словам Антона Брейдо, одурманенные люди давали таксистам посмотреть свои телефоны с открытым доступам к приложениям. Таксисты передавали данные банковских карт своему сообщнику Назиму Гасанову. Именно он списывал с карт пассажиров деньги — обычно с помощью переводов. С некоторых пассажиров вдобавок снимали часы, забирали наличку, если она была. После чего высаживали в городе и уезжали.
— При этом обвиняемые понимали, что давали людям опасные для их жизни препараты, — говорит Антон Брейдо, — они рассказывали об этом на допросах.
На суде эксперт-токсиколог объяснял, что психотропные препараты в сочетании с алкоголем могут привести человека к коме. Но еще опаснее вдыхать эти препараты, поскольку через легкие они сразу попадают в кровь.
Кстати, сами лекарства «бомбилы»-отравители приобретали на Кавказе. Но своего поставщика, по словам Антона Брейдо, они так и не назвали.
Александру Лаптеву, как потом выяснилось, таксисты предложили сначала сигарету. Он ее выкурил и впал, по словам Виктора Лаптева, в некую прострацию: стал смотреть в одну точку, перестал реагировать на происходящее. Примерно в это время в машину подсел Назим Гасанов. Позже Александра «отпустило», и ему дали еще выпить. Разумеется, напиток тоже был с клозапином. Сердце Лаптева не выдержало, и он умер.
Кроме Александра, следствие выявило еще пятерых потерпевших. Возможно, на самом деле их было больше, но после психотропов у мужчин были проблемы с памятью, и они вряд ли могли вспомнить, при каких обстоятельствах лишались денег и ценностей. Но и установленного ущерба почти в полмиллиона рублей хватило, чтобы отправить четверых таксистов на скамью подсудимых. Для двоих из них прокурор попросил наказание в виде пожизненного тюремного заключения, еще двоим — 10 и 15 лет тюрьмы.
— На суде они вели себя нагло, зубоскалили, шутили и смеялись, — рассказывает ходивший на заседания суда Виктор Лаптев. — Перебивали потерпевших, которых расспрашивали о том, что было. Но когда прокурор попросил им такое серьезное наказание, сразу поникли.
Приговор по этому делу будет вынесен 10 декабря.