Требование об обязательном желтом цвете решили отменить в Госдуме. Депутаты российского парламента готовят поправки в законопроект о регулировании таксомоторной деятельности. Поправки ко второму чтению запретят региональным властям вводить единый цвет такси, а также квоты на количество перевозчиков, которые предлагают московские власти. Кроме того, сервисам такси будет запрещено работать с водителями без лицензии.
В Бурятии обязательный желтый цвет такси введён с января 2015 года. Установив его, республиканские власти планируют вывести из тени бизнес с оборотом в десятки миллионов рублей в месяц. Вывести из тени – значит, предотвратить его криминализацию, сделать его качественным, комфортным, безопасным для пассажиров. Сделать его выгодным, удобным и безопасным для самих таксистов, которые этим самым цветом защищают свою территорию – от нелегалов — «бомбил». Установление цвета было поддержано легальными перевозчиками Бурятии. Однако, улан-удэнские предприниматели стали все реже обращаться за выдачей лицензии на данный вид деятельности, а некоторые, и вовсе, оформляют разрешение в других регионах, где законодательство не содержит ограничений по цветовой гамме. За десять месяцев 2015 года республиканским правительством выдано 276 разрешений на осуществление данного вида деятельности тогда, как за аналогичный период прошлого года, когда требование к цвету кузова такси не действовало, — 1267.
Между тем, из публикации в газете «Ведомости» стало известно, что ряд депутатов Государственной Думы Российской Федерации готовят поправки в законопроект о регулировании таксомоторной деятельности, внесенный единороссами Евгением Москвичевым и Вячеславом Лысаковым в 2014 году и принятый в первом чтении. Поправки ко второму чтению предусматривают запрет сервисам такси, наподобие «Максим» и «Везет», работать с водителями без лицензии. Но при этом региональным властям хотят запретить вводить единый цвет такси и квоты на количество перевозчиков, которые предлагают московские власти.
По мнению депутатов, многие таксисты возмущены тем, что диспетчерские службы работают с нелегалами, поэтому парламентарии разрабатывают ответственность за передачу диспетчерскими службами и агрегаторами заказов таким такси. Санкции и степень ответственности пока не определены, но второе чтение должно будет состояться, по словам Лысакова, в декабре или январе. Свои предложения по ответственности «диспетчерских» за сотрудничество с нелегальными перевозчиками также подготовил и направил в правительство московский департамент транспорта. Тем не менее, пока неясно, когда будет рассматриваться данный законопроект в 2015 или 2016 году, поскольку в календаре рассмотрения вопросов Государственной думой РФ на осеннюю сессию 2015 года указанного законопроекта нет.
В Бурятии эту новость восприняли неоднозначно. В поддержку «желтого» законопроекта выступило Министерство транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии. Как отметили ИА «Восток-Телеинформ» в ведомстве, «желтое такси» будет в выигрыше, это выгоднее в долгосрочной перспективе.
— В легальном бизнесе нет места коррупционным схемам и разным «крышам», со временем этот бизнес сформируется в стабильную, серьезную отрасль, в которую придут дешевые кредиты, инвестиции и государственная поддержка, — отметили в Минтрансе.
По сведениям Минтранса Бурятии, требование по цвету позволило сократить количество дорожно-транспортных происшествий. Жителям республики и гостям столицы стало проще ориентироваться в выборе легкового такси. Сотрудникам ГИБДД стало проще осуществлять контроль непосредственно на дороге за наличием разрешений и контроль за незаконным извозом, поскольку машину не желтого цвета с фонарём сразу видно в потоке автотранспорта, а тот, кто «таксует» нелегально, отнимая клиентов у добросовестных налогоплательщиков, с введением «защитного» цвета, автоматически оказался вне закона.
— Желтый цвет никак не влияет на безопасность на дорогах. Помимо нас, есть и другие участники дорожного движения. И нет такой статистики, которая подтверждает, что в основном ДТП случаются из-за таксистов. Перекрасить машину в такой яркий цвет, это же целое дело. У меня, например, есть постоянное место работы, но из-за небольшого заработка, я вечером выезжаю «потаксовать» на несколько часов. А если я перекрашу машину или обклею пленкой, мне будет проблематично потом ее продать. Теперь, из-за введения желтого цвета, мы оказались по ту сторону закона, — сетует водитель службы заказа такси Жаргал.
В свою очередь, депутат Народного Хурала Бурятии Вячеслав Ирильдеев, являющийся одним из разработчиков закона о «желтом такси» в Бурятии, сообщил ИА «Восток-Телеинформ», что закон парламентарии принимали для безопасности горожан.
— Законопроект по отмене желтого цвета я не поддерживаю, потому что это не совсем соответствует безопасности перевозки пассажиров, — говорит Ирилдеев. — Мы видим, что у нас счёт по ДТП перешел на сотни человек, если не на тысячи. Много сложных серьезных дорожно-транспортных происшествий и ситуаций. Одно из кардинальных решений — это профессионализация деятельности по перевозке пассажиров. Я считаю, что мы приняли правильное решение, но если будут изменения федеральном законодательстве закон здесь закон. Нам придётся ввести поправки на местном уровне.
Пока не ясно, когда будет рассматриваться законопроект об отмене единого желтого цвета такси — в 2015 или 2016 году. В календаре рассмотрения вопросов Государственной думой РФ на осеннюю сессию 2015 года указанного законопроекта нет.
Напомним, окрашивать машины в желтый цвет в Бурятии, таксистов обязали с 1 января 2015 года. Народный опрос по выбору цветовой гаммы для такси стартовал на сайте правительства Бурятии еще в 2012 году. Жителям республики предлагалось несколько вариантов, в том числе красный, синий и зеленый цвета, однако большинство респондентов предпочли белый и желтый. В марте 2014 года на одном из правительственных заседаний Минтранс республики остановился на желтом цвете. Как отмечали в ведомстве, такой стандарт поможет пассажирам легко распознать машины в транспортном потоке и станет своеобразной гарантией качества: садясь в желтое такси, жители республики могут быть уверены, что у водителя есть лицензия и он соблюдает все требования безопасности. В Минтрансе даже ссылались на научные исследования и заявляли, что автомобили яркого цвета попадают в ДТП намного реже остальных.
В июле этого года депутаты Народного Хурала Бурятии приняли закон о штрафах для таксистов, которые не перекрасили свои автомобили. За несоответствие цветографического оформления и опознавательного фонаря на крыше предлагается административное наказание: для водителя – в размере трех тысяч рублей. На должностные лица – до десяти тысяч рублей, на юридических – до 50 тысяч рублей.
Отметим, что в России правом на установление единой цветовой гаммы пока воспользовались лишь 16 регионов. При этом желтому цвету отдали предпочтение 7 регионов, двум цветам, один из которых – желтый, также 7 субъектов, белый цвет предпочли два региона. В основном выбор основывается на научных исследованиях, показывающих, что автомобили желтого цвета гораздо реже попадают в ДТП. Между тем, отметим, что в Советском Союзе, а также многих иностранных государствах еще в прошлом веке были такси желтого цвета.