Депутат Александр Хинштейн указал на возникающий рост экспансионистских действий со стороны других стран в этом сегменте. Глава Минцифры сообщил, что вопрос ограничения работы китайских сервисов уже неоднократно обсуждался на ПМЭФ
Власти обеспокоены иностранной экспансией на российский рынок такси. Об этом в ходе ИТ-завтрака на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) заявили глава Минцифры Максут Шадаев и председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Александр Хинштейн, передает корреспондент РБК.
«Несколько раз на форуме обсуждался вопрос ограничения работы в России китайских сервисов такси. В ФАС обратилась одна компания», — сказал Шадаев, не уточнив, какой из российских агрегаторов такси пожаловался антимонопольщикам.
По словам источника РБК на рынке такси, заявление в ФАС направил сервис заказа такси «Максим». Позже представитель «Максим» подтвердил, что обратился в ФАС.
Министр обратился к директору по корпоративным отношениям «Яндекса» Антону Шингареву с вопросом, должно ли государство ограничивать китайских операторов такси, на что тот ответил, что для всех участников рынка должны быть созданы равные условия. Шадаев предложил компаниям подумать и отметил, что «этот вопрос точно будет».
Позже в ходе выступления Хинштейн сообщил, что он и Шадаев «отдельно отфиксировали» для себя тему с такси. «Мы видим и нас не может не тревожить возникающий рост экспансионистских действий со стороны других государств в этом сегменте. При всем уважении и любви к нашим партнерам, в том числе и стратегическим, несмотря на свободу рынка, государство должно в первую очередь поддерживать своих разработчиков, производителей, свою отрасль, поэтому нам нужно подумать, что делать, чтобы иностранные сервисы в сфере такси не захватывали рынок, демпингом цены. Понятно, что их главное преимущество сегодня — это цены», — отметил депутат.
В беседе с корреспондентом РБК Хинштейн заявил, что российские компании «обеспокоены высоким ростом и демпингом» со стороны иностранных компаний. «Мы двумя руками за то, чтобы иностранные участники приходили на наш рынок, но не в ущерб российским компаниям», — сказал он.
Хинштейн отметил, что он пока не готов назвать варианты регулирования таких компаний, уточнив, что в этом созыве депутаты Госдумы уже не успеют проработать соответствующий документ.
В сервисе заказа такси «Максим» подтвердили, что обратились в ФАС с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны DiDi. По словам представителя компании, предметом заявления являются демпинг и доплаты водителям. В «Максим» считают, что целью подобных действий является устранение конкуренции на рынке агрегаторов такси.
«Максим» просит ФАС признать недобросовестной конкуренцией действия DiDi и пресечь нарушение антимонопольного законодательства путем запрета на установление стоимости услуг по перевозке пассажиров легковым такси ниже рыночной, а также на выплату денежных компенсаций таксопаркам и водителям», — сообщил представитель сервиса. По словам директора сервиса «Максим» Максима Шушарина, у DiDi есть возможности вложения значительных средств в доплаты водителям, тогда как компании, не ориентированные на привлечение заемных или венчурных средств, конкурировать «с такой моделью прожигания средств на доплаты» могут с трудом.
Вместе с тем, Шушарин заявил, что не считает необходимым отдельное регулирование для иностранных сервисов заказа такси. По его словам, важно обеспечить единые правила для всех участников рынка и защиту от недобросовестной конкуренции.
«DiDi строго следует законодательству РФ и принципам честной конкуренции. Мы верим, что равные условия работы для всех участников рынка создают здоровую конкуренцию, которая необходима, чтобы стимулировать развитие отрасли и обеспечивать доступность качественного сервиса для пассажиров и возможности заработка для партнеров-водителей», — заявила РБК PR-директор DiDi в России, Восточной Европе и Центральной Азии Ирина Гущина.
Китайский агрегатор такси DiDi, которого называют «китайским Uber», начал работу в России летом прошлого года. Первым городом, где появились услуги от DiDi, стала Казань. Позднее возможность пользоваться сервисом также получили жители и гости Белгорода, Брянска, Владимира, Ижевска, Йошкар-Олы, Курска, Липецка, Набережных Челнов, Оренбурга, Пензы, Рязани, Тамбова, Твери, Тулы и Чебоксар. Выход на рынки Москвы и Санкт-Петербурга компания в ближайшее время не планирует.
В марте операционный директор DiDi в России Даниил Петин в интервью телеканалу РБК говорил, что в этом году количество российских городов, где можно будет заказать такси через сервис, должно увеличиться с нынешних 16 до более чем сотни.
РБК направил запросы в DiDi, «Ситимобил». В «Яндексе» отказались от комментариев.
Агрегатором такси DiDi владеет китайская компания DiDi Chuxing. В ноябре 2016 года Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) через Российско-китайский инвестиционный фонд вложился в DiDi Chuxing (размер инвестиций не раскрывался). В декабре 2019 года DiDi Chuxing зарегистрировала юридическое лицо в России — ООО «Диди Мобилити Рус».
Незадолго до запуска сервиса DiDi в Казани генеральный директор агрегатора Gett в России Анатолий Сморгонский заявил РБК, что выход на рынок китайского агрегатора обострит конкуренцию.
В свою очередь депутат Госдумы Антон Горелкин заявлял о необходимости принятия мер защиты отечественных компаний из-за прихода DiDi в Россию. «Очевидно, что в России DiDi будет жесточайше демпинговать, выжигать поляну от конкурентов. Ресурсов у китайских бизнесменов для этого достаточно», — отмечал он. Горелкин подчеркивал, что у DiDi в Китае больше 400 млн клиентов, поэтому финансовая база позволяет устанавливать цены «ниже любого вменяемого порога».