«КП» выясняла, кто крышует нелегальных таксистов и где еще может «рвануть», как на рынке «Садовод»
После массовой драки из-за парковки такси возле рынка «Садовод» мы задумались: а где еще может произойти нечто подобное и кто сегодня крышует нелегальных перевозчиков?В прошлую субботу бомбилы из Таджикистана устроили побоище около рынка «Садовод» на юго-востоке Москвы (14-й км МКАД) — разгонять пришлось с помощью ОМОНа. Нелегалам не понравилось, что на местную стоянку на такси пытались заехать официалы из компании «Желтое такси». Свое хлебное место бомбилы пытались отстаивать с палками и камнями. Полиция задержала около 40 нападавших. Водитель-официал, с которого началась драка, жестоко избит и теперь лежит в больнице.
Мы попробовали понять, а может ли нечто подобное повториться в других районах Москвы? Кто вообще крышует бомбил? Или такие понятия остались в 90-х?
ОБЩЕЙ КРЫШИ НЕТ.
Наверное, объяснять не надо, что бомбилы кормятся за счет ленивых и скупых пассажиров. То есть нас с вами. Многим ведь проще поднять руку у дороги, нежели связываться с диспетчерской службой заказа или онлайн-бронированием такси.
— Бомбилы были еще в советское время, их ничто извести не сможет, — пессимистично настроен председатель профсоюза столичных таксистов Вячеслав Смирнов. — Нелегалы продолжают работать у метро в спальных районах, у вокзалов и у вещевых рынков. Лицензии им не нужны — тогда же придется платить налоги. А кому хочется делиться с государством?
Вдоль тротуаров в ожидании клиентов волочатся тысячи «Дэу Нексий» и «копеек-баклажан». Есть ли у них какие-то начальники? Кто их крышует?
— Мелкие группки водителей типа шоферил у станции метро «Щелковская» — сами себе мафия, — говорит Смирнов. — Мужики решают, кто будет работать на точке, а кто нет. На другие хлебные зоны у них влияния нет. То есть единой бандитской группировки, окучивающей такси, не существует. В каждом конкретном месте свои порядки.
«ПОПИЛИЛИ» ГОРОД.
Как говорят легальные перевозчики, город сегодня поделен на территории, где установлены цивилизованные правила, и те, куда со своими шашечками лучше не соваться.
— За последние годы мы получили реальную поддержку от города, — рассказала «КП» исполнительный директор компании «Командир такси» Наталья Новикова. — Наши авто могут стоять на первой линии у вокзалов, не платя за парковку. Нелегалов стало гораздо меньше, они теперь паркуются в стороне от входа.
Нелегальные таксисты — интернациональная среда. В Москве мало этнических группировок среди перевозчиков.
— Знаю, на юго-западе хозяйничают азербайджанцы, — рассказал «КП» таксист с 20-летним стажем Иван Чайкин. — Таджиков и узбеков везде хватает. Проще попасть в компанию азиатов, а не кавказцев. Частники, не принадлежащие ни к одной «фирме», могут договариваться о правилах игры. Например, о том, кто где стоит возле клубов, чья очередь везти. Новичку пробиться не так сложно, было бы желание. То и дело приезжают подмосковные водилы, потаксуют неделю и уезжают. Их, конечно, не любят и стараются не пускать на хорошие места. До драк редко доходит, но разговоры бывают жесткие.
НА РЫНОК НЕ ЛЕЗЬ.
Особняком стоят крупные вещевые ярмарки, где продают дешевые шубы и пуховики из Китая («Москва», «Садовод», комплекс «Южные ворота»). Здесь крутятся слишком большие деньги, чтобы пускать дело на самотек.
Львиная доля посетителей этих торговых центров — мелкие оптовики из провинции. Они берут здесь одежду, чтобы потом перепродавать ее на городских рынках у себя дома. Бомбилы всегда к услугам «челноков». Забить до отказа «четверку» тюками? Да не вопрос! Без тюков тоже куда хочешь отвезут.
— Чужих на рынки не пускают, — говорит таксист Чайкин. — Нелегалов контролирует администрация. Как правило, перевозка товаров — это еще одна статья дохода. У «Москвы» или «Южных ворот» фактически работает организованная группа бомбил, которые платят местным хозяевам за право работать.
— Пять баулов надо отвезти на Ярославский вокзал, — звоню в справочную торгового центра «Москва».
НА ТРЕТЬ СЕБЕ ДОРОЖЕ.
— Обратитесь в наш транспортный отдел.
О как! Целый отдел у них тут есть. Хотя, стоп, нет…
— А лучше позвонить Паше, он у нас все знает, — отвечают на том конце провода. — Записывайте номер мобильного…
— 2,5 тысячи рублей. Газель стоит уже 4,5 тысячи, — объявляет цену Паша.
Для сравнения звоню в обычную транспортную компанию. Дорога от Люблина до Комсомольской площади на седане стоит 1900 рублей. Выходит, у бомбил те же услуги на треть дороже. Естественно, кто же позволит официальное такси забить до отказа, с перевесом, китайскими кроссовками…
Местные, кстати, не только тюки на «Жигулях» возят. Гастарбайтеры с того же «Садовода» вшестером ездят на «четверках» от «Москвы» до общежитий в Белой Даче. Официальные таксисты столько пассажиров не возьмут. А на двести рублей в один конец плюнут брезгливо.
ОФИЦИАЛЬНО.
— С 2011 года идет активная борьба за безопасность перевозки людей, — рассказал «КП» заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин. — За это время с рынка такси ушло более 70% нелегалов. В феврале 2013 года мы начали формировать мобильные группы, отлавливающие нелегальных перевозчиков. Всего в прошлом году было создано 11 бригад. За год работы они составили почти 12 тысяч протоколов. У бомбил изъято 6102 машины.
Правда, власти больше охотятся за нелегалами на улицах, у станций метро. Крупные торговые центры и вещевые рынки пока остаются в стороне.
СПРАВКА «КП»
Самые серьезные разборки между официальными таксистами и бомбилами случались в 2003 — 2005 годах на Курском вокзале. Водители устраивали там настоящие битвы: с обрезами, бейсбольными битами, разбиванием лобовых стекол и переворачиванием машин.
Решающее сражение произошло в конце июля 2004 года: тогда около сотни нелегалов перед Курским вокзалом легко одолели в драке полтора десятка шоферов из «Нового желтого такси». ГАИ тогда встала на сторону бомбил — официальных перевозчиков без конца проверяли на алкоголь. Одного человека полицейские избили. Таксисты в ответ блокировали вокзал. В итоге конфликт разрулили только после вмешательства городских властей. Курский вокзал стал одним из первых мест в Москве, где была организована стоянка такси.