В условиях жесткой конкуренции таксомоторные компании обратили внимание на клиентов с детьми и расширяют ассортимент услуг за счет нового сервиса «Автоняня».
После ослабления требований к перевозке детей в автотранспорте, которое было утверждено изменениями в Правила дорожного движения (ПДД) в 2017 году, таксомоторные компании массово стали выводить на рынок услуги по перевозке детей без сопровождения родителей. Емкость этого сегмента рынка в Петербурге оценивается всего в 40 млн рублей в год.
Для сравнения: общий годовой оборот таксомоторного рынка Северной столицы — 36 млрд рублей. То есть много на детях не заработаешь, признают таксисты. Но услуга «Автоняня» — удачный маркетинговый прием, укрепляющий лояльность клиентов к перевозчику: почти половина постоянных клиентов готовы доверить таксистам своих детей.
Лучше сзади
До прошлого лета ПДД требовали оборудовать автомобили, перевозящие юных пассажиров, специальными удерживающими устройствами: детскими ремнями безопасности, автокреслами, бустерами (автокресло без спинки, позволяющее поднимать ребенка на уровень выше, чтобы пристегнуть его штатным автомобильным ремнем безопасности). Некоторые сервисы такси закупали по несколько тысяч детских автокресел для оборудования своих автомобилей. Например, «Яндекс.Такси» в 2017 году совместно с производителем питания для малышей под брендом «Агуша» вложил 80 млн рублей в покупку 8,3 тыс. автокресел. Из них 3 тыс. установлены на автомобили, работающие в Петербурге, где в феврале 2018 года перевозчик ввел специальную услугу по перевозке детей.
Но с 12 июля 2017 года вступили в силу изменения в ПДД, которые разрешили перевозить детей на заднем сиденье без специальных приспособлений, пользуясь только штатным ремнем безопасности. «Это снизило порог выхода на рынок. Теперь службам такси не требуется закупать дорогостоящее оборудование, ведь хорошие автокресла стоят немало. И такси стали активно предлагать новую услугу — перевозку детей без взрослых», — поясняет представитель компании «ТаксовичкоФ».
По информации этой компании, сейчас в Петербурге около 10 служб такси предлагают услугу «Автоняня» — перевозку детей без сопровождения их родственников.
Специалисты такси «Максим» подсчитали, что в общем числе заказов доля поездок взрослых с детьми составляет в среднем по России около 2%, в Петербурге — 3,5%. В службе «Петербургское такси 068» подсчитали, что только 1% учащихся 9–14 лет ездят на такси без взрослых раз в неделю в одну сторону, средняя стоимость поездки составляет 300 рублей. Таким образом, годовую емкость рынка в этой компании оценили в 40 млн рублей — деньги в масштабах всего рынка небольшие, около 0,1% от общего объема перевозок. Однако услуга «Автоняня» позволяет перевозчику сформировать круг постоянных клиентов. «Опросив пассажиров с детьми, мы выяснили, что 40% из них готовы воспользоваться услугой перевозки детей без сопровождения взрослых, а 15% уже используют такой сервис не реже раза в месяц. Ежемесячно на поездки на такси они тратят от 4,8 тыс. до 10 тыс. рублей», — рассказали в компании.
По прогнозам экспертов, если экономическое положение в стране не ухудшится, то спрос на услугу «Автоняня» в течение ближайших нескольких лет будет прирастать на 10–15%.
Без чека нет гарантии
Участники рынка отмечают, что никаких специальных документов для перевозки детей без родителей оформлять не требуется. Клиенту необходимо только оплатить поездку (по карте или наличными) до ее начала. При этом квитанция об оплате отдается родителям. Если заказ оформляется через мобильное приложение и пассажира не встречают, квитанция может быть выдана ребенку, поясняют перевозчики. «Перевозка детей легковым такси регламентируется ПДД и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Юридически такая услуга не отличается от обычной поездки в такси. За перевозку детей несут ответственность и родители, и водитель», — добавляют в такси «Максим».
Обычно за предоставление детского автокресла и других дополнительных средств безопасности для детей перевозчики взимают дополнительную плату — не менее 100 рублей (см. «Основные экономические показатели…»). Некоторые компании («Петербургское такси 068», «Максим», «ТаксовичкоФ») возят детей по обычной цене.
Не все таксомоторные предприятия следуют детскому тренду. Например, в «ТаксовичкоФ» не готовы брать на себя ответственность за безопасность детей. В компании отмечают, что таксисты страхуют свою ответственность перед клиентом, но выплат по страховым случаям мало и размер их очень невелик. «Кроме того, некоторые сервисы просто соединяют клиента и водителя, а значит, никаких гарантий не предоставляют», — говорит представитель «ТаксовичкоФ».
Юрий Нехайчук из компании «АльфаСтрахование» не советует отправлять детей одних в поездку, если таксомоторное предприятие не выдает чек за предоставление услуги либо нет возможности оформить заказ поездки через Интернет или мобильное приложение.
«Если вы никакими документами не можете подтвердить, что поездка была совершена, то претензии за некачественно оказанную услугу вам будет просто некому предъявить. И доказать сам факт осуществления перевозки вы не сможете», — поясняет Юрий Нехайчук.
Эксперты считают, что белые перевозчики, предлагая сервис «Автоняня», получают конкурентное преимущество перед компаниями, которые работают по серой схеме (а таких, по данным Минтранса РФ, сейчас около 20%).
Снижать цены, чтобы привлечь клиентов, перевозчики больше не могут: тарифы и так уже достигли нижнего предела — некоторые компании в 2017 году даже доплачивали своим водителям, чтобы держать демпинговые расценки. Поэтому теперь перевозчики конкурируют за счет расширения ассортимента услуг.