Московский снегопад, вообще-то, событие не общероссийского масштаба, хотя и заметное событие, что говорить. Но если рассматривать его как стихийное бедствие, каковым он, по сути, и являлся, можно оценить поведение клиентоориентированных компаний, точнее, тех компаний, которые себя таковыми называют.
Возьмём, для примера, «Яндекс. Такси». Вчера и сегодня самый популярный «эконом-тариф» превратился даже не в «комфорт», а в «бизнес» или «люкс» и стал совершенно недоступен большинству горожан. Тем, кто по каким-то причинам не мог выкопать машину, не мог воспользоваться общественным транспортом, да мало ли ещё почему, и понадеялся на сервис многочисленных таксопарков, подключённых к «Яндексу. Такси».
В компании превращение Hyundai Solaris в Bentley объясняют очень просто: «На линии вышло меньше машин, мы цены никак не меняли, просто алгоритмы сами всё просчитали и выставили заградительные тарифы, чтобы уехали те, кому действительно надо».
Переведём язык пресс-релиза на русский. Если вам надо куда-то ехать, в аэропорт, на вокзал, в роддом, в больницу, на соревнования ребёнка, да куда угодно вообще, вам будет некуда деться и вы всё равно заплатите. Так что будьте любезны. В утешение можем вам сказать, что вы заплатили столько именно потому, что вам уж точно было нужно больше, чем остальным.
Единственный случай, когда «Яндекс. Такси» и подобные компании научились изображать социальную ответственность, — теракты. Во всех остальных случаях любые сложности граждан являются для них не поводом помочь и поучаствовать в разрешении проблем, а поводом заработать.
Чем катастрофический по масштабам снегопад отличается от теракта? Числом жертв? Давайте дождёмся сводок, наверняка были и пострадавшие от падающих с крыш сугробов и от деревьев. В общем, по сути, это было общегородским бедствием. У этого бедствия не было какого-то конкретного архитектора или режиссёра, как в случае с террористами или другими подобными персонажами, но были совершенно такие же невинно страдающие люди. И именно они стали для «Яндекса. Такси» поводом немного подзаработать.
В Москве, если вы не знали, очень высокая концентрация таких специализированных людей, как PR-менеджеры и прочие подобные специалисты по имиджу. То есть их прямо много. Основная их задача — повышать лояльность клиентов к компании. В это вкладываются деньги, причём большие. «Яндекс. Такси», например, для своего имиджа даже покупал автомобили Tesla, которые никакого практического смысла не имеют. И для имиджа же своего «Яндекс» записывает в «Навигатор» Василия Уткина и прочих известных персон. Тоже дорого, наверное.
Самая дешёвая Tesla стоит в России около 6 млн рублей. Три таких автомобиля стоят, соответственно, около 18–20 млн рублей. Они очень недолго покатались по улицам города, попали в несколько аварий и исчезли. Деньги потрачены, реклама закончилась. О том, что в «Яндексе. Такси» вообще были Tesla, помню только я и ещё пара гиков.
Если бы вчера «Яндекс. Такси» не стал в два-четыре раза повышать цены, а наоборот, субсидировал бы для таксистов каждую поездку, да хоть бы на 100 рублей с заказа, они бы вряд ли потратили больше. Зато в имидж бы инвестировали куда как более удачно. Просто у клиента в голове бы отложилось: «Яндекс. Такси» приходит на помощь в беде.
Сейчас же, когда снег потихоньку вывозят из Москвы, единственное, что мы запомним: когда ты в беде, «Яндекс. Такси» приходит за твоими деньгами. Отличная реклама, ребята, вы большие молодцы. Пользоваться вашими услугами уже не очень-то хочется.