Таксисты требуют честной конкуренции и единых правил игры с так называемыми электронными операторами.
В конце января в силу вступил обновленный Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», которого очень ждали таксисты, возмущенные неравноправием, царящим на рынке после прихода на него «электронных» операторов.
Однако, несмотря на то, что внесенные в документ дополнения и изменения номинально уравняли в правах и обязанностях диспетчерские службы и перевозчиков, использующих для работы мобильное приложение, страсти в этой сфере остаются накаленными. Что вызывает недовольство «классических» такси рассказала адвокат Галина Пивульская.
Приход на рынок нерегулярных пассажирских перевозок операторов нового типа, использующих для работы мобильные приложения, пожалуй, ни в одной стране мира не проходил гладко, а во многих государствах становилось поводом для забастовок. Но если таксисты Западной Европы, в первую очередь, возмущались демпингом цен, то их белорусские коллеги сетовали на несовершенство законодательства, которое не учитывало современные реалии и ставило перевозчиков в неравные условия.
Вступление 23 января в силу изменений и дополнений в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» облегчения не принесло.
«До сих пор нет четкого определения, что же такое “такси”. Обновленный документ дает лишь отсылку к Правилам автомобильных перевозок пассажиров, новая редакция которых пока не утверждена, хотя логично должна была быть опубликована и вступить в силу одновременно с Законом. А в соответствии с все еще действующими Правилами, автомобилем такси считается “транспортное средство, оборудованное таксометром, имеющее соответствующие отличительные знаки и используемое для автомобильных перевозок”. Поэтому “электронные” службы, которые вместо таксометра используют мобильное приложение, не подпадают под это определение, являясь такси де-факто, но не де-юре. Если бы закон определял термин “такси”, исходя из сути самой перевозки, а не ставил в зависимость от оформления и оборудования автомобиля, ряд проблем был бы снят», — считает адвокат Галина Пивульская.
Проект новых Правил был представлен для обсуждения в прошлом году и вызвал немало критических замечаний со стороны диспетчерских служб такси.
«По сути, новые Правила, в той редакции, которую мы увидели, узаконят ситуацию, которая сложилась на рынке, а не уравняют “классические” такси и “электронных” операторов в правах и обязанностях, — объяснила негативную реакцию таксистов Галина Пивульская. — Из проекта документа следует, что есть два вида такси. Первого типа — имеющие возможность вызова по телефону, должны быть специально оформлены и оборудованы таксометром, кассовым аппаратом и т.д., второго — работают только с применением электронной информационной системы. И требования к тем и другим — совершенно различны. А такого быть не должно. Для всех должны быть равные условия работы на рынке, так как пассажирам оказывается одна и та же услуга — перевозка такси, как ее ни назови: такси, аренда авто с водителем или фрахт. Также и клиент должен иметь возможность выбора — как ему рассчитываться за перевозку: с привязанной карты, наличными или картой по терминалу».