Садясь в такси, мало кто догадывается, что на самом деле раскрашенная шашечками машина никакого отношения к службе такси не имеет. Равно как и водитель, прибывший на заказ. А потому в случае аварии на компенсацию от страховой компании пассажиру рассчитывать не приходится. При этом таких аварий, к сожалению, становится всё больше.
Сначала я была в восторге. Устанавливаешь в смартфоне приложение, делаешь заказ – и через 5–10 минут такси уже ждёт тебя. Первый раз мне не повезло примерно год назад. Сидевший за рулём водитель всё время ел и что-то прихлёбывал из бутылки, практически не держась за руль. В ответ на моё замечание он ответил, что «просто принимает лекарство». Второй раз мне стало страшно, когда по вызову через «Яндекс.Такси» приехал явно не местный водитель, который вместо московской Инициативной улицы повёз меня куда-то к МКАД. Когда же я заметила, что мне в обратную сторону, водитель ткнул пальцем в навигатор и сказал, что в Люберцах тоже есть такая улица и спутник ведёт его именно туда. Переубедить водителя мне так и не удалось, тем более что он едва понимал по-русски. Выпустил он меня из машины только на полпути к Люберцам. А вот в третий раз мне стало страшно по-настоящему. За рулём оказался бородатый брюнет с гортанным голосом, который начал колесить кругами и в конце концов привёз в какую-то промзону. Когда я сказала, что мне не сюда, а ребёнка из школы забрать, воинственный водитель начал меня оскорблять, утверждая, что он только что из района боевых действий и разберётся «с моими мужчинами», которых «вычислит». Прямо как по законам гор. Ну а потом мне просто не повезло. Гололёд плюс дочь в школе задержали. Опаздываем в музыкальную школу. Вызываю «Яндекс.Такси». Сервис пишет: «Такси будет через 4 минуты». Но жёлтая машина с номером 717 не приехала ни через 4 минуты, ни через полчаса. Вскоре после вызова водитель отключил телефон. Мы каким-то чудом всё же добрались до места назначения, после чего я отменила вызов, указав, что водитель сильно опоздал. Вскоре от упомянутого водителя я получила сообщение: «Ты там берега попутала, ша**ва?». Как я поняла, сажают за руль в этом сервисе довольно странных личностей и дают в помощь навигатор. Знание языка коренного населения, знание города и нормативная лексика в общении с пассажиром, получается, не приветствуются. Вопрос: уж не владеет ли этим сервисом аналогичный персонаж? Я описала произошедшее в Facebook. На мой пост откликнулся Дмитрий Волков, который представился сотрудником службы поддержки «Яндекс.Такси». Вот что он сообщил: «Водителя, который 2 ноября вёз вас до Кременчугской улицы, я уже отстранил от заказов в сервисе. Такое поведение никуда не годится, спасибо вам большое за сигнал, который помог это остановить. Насчёт другого водителя проводим серьёзную проверку, скорее всего, по её итогам, его ждёт та же участь. Примите, пожалуйста, извинения от меня и всей нашей команды за то, что вам пришлось с этим столкнуться». И далее – интригующая фраза: «Сообщу об инциденте в их таксопарки, чтобы коллеги могли принять меры и на своей стороне».
Вместо такси – информационная услуга
«Полноценных таксомоторных компаний со своим автопарком и хозяйственной базой не более тысячи на страну, – говорит сооснователь трансферной компании i’way Дмитрий Сарайкин. – Что касается агрегаторов, они делятся на чистый онлайн (без офиса и диспетчерской – Gett, Uber, «Яндекс.Такси» т.п.) и традиционные диспетчерские, которые имеют свои мобильные приложения («Максим» и прочие). Агрегаторы, заменившие таксопарки, считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. Формально они не подпадают под действие закона «О такси» – о нём просто никто понятия не имеет в диспетчерской службе такси или информационном сервисе».
В отличие от таксопарков агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, опоздание в аэропорт и техническую неисправность авто. Кроме того, попав в базу информационного сервиса, водитель может закрыть ИП, чтобы не платить налоги. Он вообще может взять машину у друга или напрокат, при этом не имея договора ОСАГО. Всё это и приводит к трагическим последствиям.
Координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов некоторое время назад изучил ситуацию в российском такси на собственном опыте. Он решил поработать таксистом в «Яндекс.Такси», Uber, Gett и «Ситимобил». «Сейчас на рынке такси работают две группы, – рассказал он «Нашей Версии». – Это таксомоторные компании и агрегаторы услуг такси. Последние заключают договоры с таксопарками либо с частными водителями, зарегистрированными как ИП. Люди там работают на износ. Средний чек составляет в крупном городе 150–200 рублей. Примерно 20% от этой суммы получают диспетчерские, около 1% – поставщики софта для такси. Я экспериментировал во многих городах с упомянутыми сервисами. За 10 часов работы водитель зарабатывает 1500 рублей. Таксисты берут автомобили в аренду и, чтобы её отбить (а это 2500–3000 рублей в сутки), работают по 20 часов в сутки. Пьют энергетики, умываются холодной водой, едят за рулём… Оттого и столь частые аварии».
У всех на памяти случай, когда водитель, который ночью вёз пассажира, заснул за рулём и въехал в столб, в результате чего пассажир Никита Муллин получил тяжёлые увечья: переломы обеих ног, черепно-мозговую травму, резаные раны. В результате Никита потерял хорошую работу и теперь учится ходить заново. Всего же, согласно статистике, которую предоставил нам Пётр Шкуматов, ссылаясь на закрытые данные ГИБДД, в результате ДТП с участием такси, работающих с агрегаторами услуг, за минувший год было зафиксировано около 1000 летальных случаев.
Никаких компенсаций
К сожалению, мобильные приложения сами создают условия для незаконной деятельности, в том числе для привлечения нелегальных перевозчиков. «Нет учёта и отчислений налогов за работающих водителей, нет ответственности перед пассажиром в случае ЧП. Потребителей привлекают ценой на уровне себестоимости поездки. Большинство водителей не понимают убыточности такого вида деятельности и втягиваются в эту «пирамиду», – комментирует председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин.
Понятно: контроль требует вложения дополнительных средств, а «хозяин» сервиса нацелен на получение «быстрых денег». В результате никто из пострадавших в авариях с такси, вызванными по мобильному приложению, ни разу не получил страховку.
Полтора года назад в Петербурге по вине водителя, работавшего через «Яндекс.Такси» попала в аварию топ-менеджер одной из крупнейших интернет-лабораторий Елена Гращенкова. Когда приехала машина, женщину ничего не смутило: автомобиль имел фирменный логотип, потому Елена была уверена, что получает услугу от Яндекса. Однако поездка закончилась крупной аварией. В результате Гращенкова получила, как определила судебно-медицинская экспертиза, «тяжкие телесные повреждения с потерей трудоспособности на треть». Женщина рассчитывала на компенсации от «Яндекс.Такси», но , увы, ничего не получила. Выяснилось, что пассажир автосервиса, работающего с агрегатором, не имеет ни права на страховку, ни вообще каких-либо гарантий. «Реакция Яндекса после аварии была примерно такой: «Мы просто оказываем информационную посредническую услугу при помощи программного обеспечения, – рассказала она. – Простите, господа, но ведь это вы прислали мне данного конкретного водителя, виновного в аварии! Когда я начала разбираться, то выяснилось, что агрегаторы работают с неизвестными людьми, не проверяя ни навыков вождения, ни происхождение машины, которую они арендуют, ни наличие ОСАГО. Сейчас я подала заявление в суд».
Позиция агрегаторов продолжает оставаться уклончивой: если государство обяжет страховать пассажиров, мы будем это делать. Но по большому счёту страховать пассажира им невыгодно: в этом случае диспетчеры будут вынуждены раскрыть свои данные, в том числе и на «левых лиц», с которыми нередко работают. Елена Гращенкова считает: «Проблемы такси выросли до масштабов социальной проблемы. Обманутые люди думают, что они пользуются такси, а в случае ДТП выясняется, что им просто предоставляли информационные услуги. В последнее время родилась идея внести изменения в федеральный закон от 14.06. 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном», распространив его действие и на организаторов перевозок легкового такси». Чем это закончится, сказать пока трудно. Но то, что такси стало головной болью многих структур – ГИБДД, судов, прокуратур, экспертных бюро, – факт неоспоримый.