Молодой петербургский бармен в начале февраля этого года хотел доехать до дома 37 на 16-й линии Васильевского острова. Он вызвал такси «Везет». В конце поездки водитель брызнул пассажиру в лицо из газового баллончика. Молодой человек выскочил из машины, но снаружи на него напали четверо неизвестных. Они избили мужчину и отобрали паспорт, шестой iPhone и кошелек с деньгами и банковскими картами. Общий ущерб составил более 25 тыс. рублей. Полиция смогла быстро задержать водителя и его подельников – группу из пяти человек, выходцев из Средней Азии. Возбуждено уголовное дело по статье «Разбой».
О происшествии писали многие петербургские СМИ. В пресс-службе компании везет журналистов уверяли, что водитель, участвовавший в нападении на петербуржца 4 февраля, не зарегистрирован в их информационной системе и не получал заказов от нее. А логотип «Везет» на его машине появился благодаря договору рекламы с компанией. То есть, видя на остановке машину с известным таксобрендом, не спешите садиться в нее. Это может быть вовсе не таксист, а лишь заключивший договор с компанией о рекламе на своем авто водитель или, как может оказаться, разбойник с большой дороги. Правда в истории с нападением на петербургского бармена вычислить и поймать злоумышленника полиции помог тот самый договор.
Несколькими днями ранее, в январе 2018 года, в непростую историю попал пассажир, заказавший такси уже непосредственно через диспетчерскую службу «Везет». Петербуржец Борис Шкляр с супругой и их десятилетним сыном гостили у друзей в Сертолово. Обратно решили ехать на такси. Машина приехала через десять минут. Однако, спустившись, супруги обнаружили, что на переднем сиденье автомобиля сидит женщина. Водитель заявил, что незнакомка поедет с ними. Борису, его супруге и сыну он велел разместиться на заднем сиденье. Те решили отказаться от поездки и вызвать другую машину. «Они сразу вызвали у нас опасения. Это ведь не по инструкции. Мы решили, что на этом такси не поедем и вызовем другое. Он начал требовать деньги за заказ. Я ответил, что мы не будем платить. Он пулей выскочил и начал меня убивать», – пишет на сайте Picabu Борис Шкляр. Подробности избиения засняли камеры видеонаблюдения. На кадрах видно, как водитель выходит из машины, хватает Бориса и кидает на землю. Тот ударяется головой – помимо синяков, ссадин и переломанных костей лица, Борис Шкляр получил и ушиб мозга. Все это происходило на глазах жены и десятилетнего сына.
«Санкт-Петербург.ру» в пресс-службе такси «Везет» ответили лишь, что с водителем, избившим пассажира, они более не сотрудничают. А за заказы «с руки» или «бордюра», даже если на машине размещено лого компании, не отвечают.
Руководитель отдела коммуникаций компании Александр Костиков пояснил, что «Везет» – не такси и не таксопарк: «Сервис «Везет» –технологическая компания, соединяющая пассажиров, желающих заказать поездку, с таксистами из партнерских таксопарков, имеющих всю необходимую разрешительную документацию. Поэтому, когда говорят «таксист «Везет» – это в принципе неправильно. Не бывает таксиста «такси «Везет»», бывает таксист того или иного таксопарка, подключенного к системе раздачи заказов сервиса «Везет».
«Везет» – это не просто диспетчерская служба, а крупнейший в России мультибрендовый агрегатор вызовов легкового такси. В настоящее время они готовятся к продаже части компании на сумму 200 млн долларов. Покупателем может быть «Мейл.ру», ряд инвестиционных фондов и др. ГК «Везет», согласно исследованию аналитического центра при правительстве России, на сегодняшний день имеет рыночную долю, которая по своему объему в России больше, чем вместе взятые Uber, Gett и «Яндекс.Такси». Поэтому странно, что Александр Костиков называет огромную компанию всего лишь диспетчерской службой, которая ни за что не отвечает. На мой взгляд, это неправильный подход, – поделился своим мнением руководитель проектной группы «Такси2018» Станислав Швагерус. – Любая диспетчерская служба и агрегатор несут ответственность за выполнение договора фрахтования через пассажира. Если водитель у них не работает и у него нет с ним трудовых отношений, это вовсе не означает, что агрегатор не несет ответственность за действия своих подрядчиков. С момента принятия заказа с телефона или приложения и до момента его выполнения и закрытия они несут ответственность за то, что случается с пассажиром в любом случае».
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова, несмотря на инцидент с такси «Везет», отмечает, что брендированная машина с более высокой вероятностью принадлежит автопарку. «Как правило, таксопарки дотошно относятся к бренду, но ситуация сейчас такова, что «с бордюра» действительно запросто можно поймать такси и сесть в машину к водителю-нелегалу», – замечает Зарипова.
«Специального контроля над брендированными автомобилями не существует. Компания на свое усмотрение имеет право забрендировать автомобиль, в соответствии с требованиями закона «О рекламе». Контроль над машинами с логотипами – в руках самой компании такси», – пояснила ситуацию исполнительный директор Ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская.
Агрегатор «Яндекс.Такси» рассказал «Санкт-Петербург.ру», что размещение рекламы их сервиса на машине партнера происходит на основании договора на оказание услуг по предоставлению доступа к их сервису. Но одновременно они не запрещают своим партнерам – таксопарками и индивидуальным предпринимателям – работать с другими агрегаторами. Также партнеры могут принимать заказы «от бордюра», а не через «Яндекс.Таксометр».
«Сесть в автомобиль «Такси 068», махнув рукой на улице, возможно, но при этом водитель, который решил подобрать такого пассажира, сразу же связывается с диспетчером и оформляет заказ. Если пассажир видит, что за ним подъехала брендированная машина «Такси 068», то это однозначно говорит о том, что данный автомобиль является парковым автомобилем нашей компании, – заверил «Санкт-Петербург.ру» директор по развитию ГК «Петербургское такси 068» Виктор Соловьев. –Также это значит, что водитель данной машины прошел определенный отбор на вакансию «водитель такси» перед началом своей работы в «Такси 068». Перед выходом на линию водитель был осмотрен в медицинском кабинете и его состояние позволяет ему заниматься перевозкой пассажиров, а его автомобиль проверен на технические неисправности».
Согласно законодательству, именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку пассажиров, обязаны проводить предрейсовый медосмотр водителей и техническое обслуживание и ремонт машин. Каждый автомобиль, используемый как такси, должен получить специальное разрешение и иметь необходимую страховку. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира или сотрудника ГИБДД.
Автомобиль такси должен быть оснащен фонарем оранжевого цвета, иметь графическую схему – шашечки и разрешение на перевозку. Для получения разрешения на перевозку пассажиров водителю необходимо иметь стаж вождения не менее трех лет. Сегодня в Петербурге 37013 действующих разрешений. Петербуржцы могут узнать, имеет ли водитель разрешение на перевозку пассажиров, на сайте http://data.gov.spb.ru/opendata/7830001067-licenses_taxi/.
«Конечно, удобнее работать в такой таксомоторной компании, где машину осматривает техник, регулярно проводятся медосмотры, водитель не выезжает без диагностической карты, подтверждающий техосмотр, а также оформлены действующие страховка и разрешение. Но сейчас множество частников, которые ездят на своей машине и при подключении к диспетчерской службе могут не иметь даже разрешения на перевозку, не говоря уже о страховке и прочем. Таких «таксистов» трудно даже поймать. Ведь, если они едут с пассажирами, то просто говорят остановившим их правоохранительным органам, что подвозят своих знакомых. Если только сотрудники полиции сами не закажут себе такси и уже тогда смогут выявить нарушения, но это происходит крайне редко», – рассказал «Санкт-Петербург.ру» водитель одно из петербургских такси.
Наличие разрешения у водителя вовсе не гарантирует легальности, уверена председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова. «Необходим ежедневный медицинский осмотр, проведение проверки состояния технического средства. Частники не проходят такие осмотры. За этим следят лишь автопарки, и в этом сегодня заключается вся суть конкуренции, – поясняет Зарипова. – Когда мы говорим об автопарке, который несет расходы на технический и медицинский осмотр, то понимаем, что он не может ездить по низким ценам».
Руководитель проектной группы «Такси2018» Станислав Швагерус согласен с коллегой: он отмечает, что любая ответственность – это увеличение себестоимости услуг. «К сожалению, у государства еще нет инструментов для контроля цифрового такси, которое сейчас развито. Комитет по транспорту Петербурга уже начал такой инструмент вводить. В частности, заключено соглашение с компанией «Яндекс» о передаче данных по каждому заказу, и «Яндекс» уже не может, кому попало отдать заказ. Теперь все данные заказа отображаются в системе, которую отслеживают уполномоченными лицами», – рассказал «Санкт-Петербург.ру» руководитель проектной группы «Такси2018».
«Яндекс.Такси», не работающий с водителями напрямую и не обладающий своим автопарком, использует технологии, чтобы упростить партнерам контроль за качеством. Как объяснили в пресс-службе агрегатора, перед первым выходом на линию каждый водитель проходит обязательный дистанционный фотоконтроль автомобиля и водительского удостоверения, на которых проверяется соответствие данных из профиля авто и профиля водителя тому, что видно по факту на фотографиях. Также проводится несколько раз в неделю дистанционный фотоконтроль – проверка внешней исправности и чистоты автомобиля. «Несколько раз в неделю в режиме онлайн мы отслеживаем внешний вид автомобиля, наличие сколов, вмятин, царапин и решаем, допускать автомобиль к заказам или нет, – добавляют в пресс-службе. – Для водителя, который не получает от нас никаких замечаний, и с его автомобилем длительное время все в порядке – проверка происходит реже, в соответствии с растущим уровнем ответственности водителя, соблюдающего стандарты качества».
Ирина Зарипова отметила, что сейчас существуют и такие компании, которые прямо заявляют, что подключат к такси без лицензии. «Договоры могут быть оформлены как угодно, написано может быть, что угодно, но если водитель выполняет заказ, который исходит от агрегатора, то ответственность несет агрегатор. За взятый заказ «с бордюра» несет ответственность водитель», – убежден руководитель проектной группы «Такси2018» Станислав Швагерус.
Международная судебная практика сегодня направлена на то, чтобы ответственность несли не только такси, но и агрегаторы. В декабре 2017 года Европейский суд все-таки признал Uber транспортной компанией. Судебные претензии к Uber выдвинула еще в 2014 году ассоциация таксистов Барселоны, обвинившая сервис в работе без лицензии на оказание транспортных услуг. И хотя Uber доказывал в суде, что является чисто цифровым бизнесом, представляя из себя лишь технологическую платформу для связи пассажиров с независимыми водителями, суд постановил, что в Европе работа Uber Technologies Inc. должна регулироваться как деятельность компании такси, а не как приложение.
ГК «Везет» – один из крупнейших агрегаторов для заказа такси, работает более чем в ста городах России, в Казахстане и Чехии. Группа создана в 2017 году после объединения сервисов заказа такси Fasten Russia (бренды «Сатурн» и RedTaxi) и «Везет» (RuTaxi, «Лидер», «Везет»).