Деньги из снега

Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась тарифами агрегаторов Яндекс Такси и Uber в снегопад.5 февраля на Москву обрушился самый мощный снегопад. Одновременно в столице был зафиксирован аномальный спрос на такси. Для многих пассажиров это обернулось неприятными сюрпризами. Пользователи такси через Яндекс Такси и Uber столкнулись с троекратынми завышеними тарифов.

Как меня «поставили на счетчик»

Процедуры в Морозовской детской больнице закончилась у моей дочери 5 февраля около 6-и вечера. Ребенок чувствовал себя неважно, поэтому добраться домой можно было единственным способом: на такси. Сначала я сделала заказ в приложении с фиксированными ценами. Однако, даже через 40 минут ожидания машина не была найдена. Диспетчер откровенно сказала: «Мы не советуем вам ждать, машин нет». Аналогично закончилось мое обращение в Get, Rutaxi, «Везет»… Работало только приложение «Яндекс-такси». Но цены там были выше обычных в 3-4 раза. Позволить себе поездку за тысячу с лишним рублей , которую агрегаторы с фиксированной ценой оценивают не более, чем в 470 руб., к тому же на машине сервиса, который не несет ответственности за пассажира и не страхует его от несчастного случая – это показалось мне неразумным. Мы вышли на улицу ловить частную машину. Однако, при выходе из Морозовской больницы меня ждало потрясение. У центральной проходной детской больницы я увидела вереницу такси. Причем желтых, с шашечками, с логотипамисамых разных агрегаторов, в том числе тех, которые якобы не могли найти для нас свободную машину. Водители приветливо распахивали дверцы и спрашивали, куда подвезти. Их расчет был верным: Морозовская детская городская больница – очень людное место, целый «город» из десятков корпусов. Туда привозят больных детей с тяжелыми травмами, на процедуры; в Морозовской – один из самых больших детских стационаров в Москве.

Я подошла к желтой машине, за рулем которой сидел немолодой седой мужчина. На автомобиле был логотип «Яндекс-такси». «За 700 рублей в конец Кутузовского довезете?», — спросила я . – «Идет. Садитесь», — ответил мне водитель , и мы поехали. Всю дорогу шофер жаловался на «грабительские поборы Яндекса». По его словам, он платил агрегатору 27% с каждой поездки. «Плюс механику отстегнуть, плюс мойка, бензин за мой счет. Некоторые по 20 часов работают, чтобы хоть как-то заработать. Посмотрите на число аварий: большинство из них – с таксистами», — жаловался наш водитель. Рассказывая о своей нелегкой судьбе, шофер тем временем нарезал круги. На мой вопрос, почему выбран именно такой длинный маршрут и почему мы едем со скоростью 40 км в час, таксист ответил уклончиво: «Снег, заносы. А как ехать, мне навигатор показал». Когда мы приехали, я полезла было доставать 700 рублей, но водитель неожиданно включил счетчик, на котором высветилась цифра: 2 174 рубля. По его словам, он исходил из договорной суммы, но за время поездки агрегаторв лице Яндекс-такси, к которому он подключен, увеличил коэффициент стоимости в 3 раза. Ругаться с ним не было возможности, так как в машине был больной ребенок. Водитель, видимо, именно на это и рассчитывал, попросту ограбив меня.

Куда исчезли в снегопад такси?

Зайдя вечером в социальные сети, я узнала, что аналогичная судьба постигла не меня одну. Коллега, журналист ТВЦ Лилия Акиньшина написала в своем Facebook: «Мне в 22:00 Яндекс предлагал 8 км до дома проехать за 1000р. при обычном тарифе в 350 рублей». Еще более печальная участь постигла пассажиров в аэропортах. Ехавшие из Домодедово жаловались, что в ночь на понедельник они массово оказались отключенными от приложений-агрегаторов заказов такси. Пассажиры не могли воспользоваться, в частности, услугами «Яндекс.Такси», Uber и Get. Однако, при выходе из аэропорта их поджидали «желтые с шашечками» автомобили, готовые довезти до дома «всего за 3-5 тысяч рублей». То есть по ценам, завышенным в 3-4 раза.

Что же произошло с агрегаторами услуг такси в снегопад?

Вот версия координатора Всероссийского движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова: «У Яндекс-такси, где я некоторое время специально работал, есть свой секретный алгоритм определения цены. Цена конкретной поездки зависит от количества заказов в сети за определенный промежуток времени и количества свободных машин, ожидающих заказ в этот промежуток времени. Если заказов много, а машин мало, тариф повышается. Если машин очень мало, тариф повышается многократно».

Допустим, снегопад вывел из строя многих таксистов. Но возникает вопрос: почему водители на машинах с логотипами Яндекса поджидали пассажиров в людных точках города, где такси традиционно востребованы? Закрадывается одна неприятная догадка. По словам моего водителя, он платил с каждой поездки комиссию посреднику — 27%. Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов подтверждает эту информацию, добавляя, что с граждан Таджикистана и Узбекистана агрегатор берет комиссию намного больше: иногда она доходит до 40%. Может быть водители, загнанные в угол поборами и комиссионными, попросту начали искать пути, как обхитрить жадного агрегатора? При этом наживаясь на пассажире… При этом надо учитывать, что часто водитель платит комиссию не только агрегатору. «Яндекс-такси» утверждает, что работает исключительно с таксопарками. На деле это не совсем так. Вот, что рассказал «Нашей Версии» Петр Шкуматов: «Реальных таксопарков сейчас практически не осталось. Агрегатор в лице Яндекса напрямую с водителями не работает, он подключает только юридические лица. Поэтому действует такая схема: регистрируется некое юридическое лицо, которое подключает к себе логины привлеченных водителей. Вот и весь таксопарк, только он виртуальный. В этом случае комиссию водитель платит двойную – и посреднику, и агрегатору. Как получить прибыль? Только обманывая пассажира». Например, таксист, работающий в частной компании, может в любой момент выключить приложение и брать заказы любым иным способом. При этом выставлять пассажиру счет якобы по тарифам агрегатора. Судя по всему, именно это и произошло со мной.

Есть ещё одна версия в нашей редакции. На стоянке автомобилей стояло много, а в приложении их не было. Вероятно, они выходят из приложений — получается, что автомобилей агрегатор не видит. При посадке в авто водитель входит в сеть, но так как он единственный свободный в этом месте, то ему выставляется максимальный повышающий коэффициент. Выходит, что загнанные автомобилисты научились обманывать сервис. Такого бы не вышло, если сервисов на рынке было больше и они конкурировали между собой — как за условия для водителей, так и за качество услуг пассажирам. После объединения крупнейших агрегаторов они стали заложниками единой системы, и дельцы-таксисты смогут обманывать пассажиров, прикрываясь фейковыми цифрами единственного крупного игрока. Удобная система такси стала давать сбой — скоро вместо дешевых вызовов мы рискуем вернуться к кучам таксистов, прозябающих в самых злачных местах и при этом дерущих в три шкуры. Клиентам советуем лишь помнить, что при посадке они вполне могут договориться о цене, если подозревают неладное. Устный договор более легитимен, чем цифры на экране, взявшиеся не пойми откуда.

ФАС ждет заявлений

Мой пост в Facebook вызвал резонанс. Оправдываясь, представитель Яндекс-такси Дмитрий Волков написал мне, что агрегатор отвечает только за заказы, сделанные через приложение. Но как быть в таком случае с «Яндекс -Таксометром» – бесплатным приложением, объединяющим более 195 000 водителей в 6-и странах, работающих по заказам Яндекс-Такси?! Это приложение позволяет агрегатору проследить не только маршрут, но и взаиморасчеты своих водителей с пассажирами. К нему подключен каждый , кто связан с данным агрегатором. Как говорится, нестыковочка…

Правда, водители научились обходить и это «препятствие». Так, компании-агрегаторы сейчас пытаются бороться с мошенническими схемами, когда таксист берет заказ через приложение, отъезжает на какое-то расстояние и отказывается от заказа, например, из-за проколотого колеса или поломки машины. При этом он просит пассажира расплатиться с ним наличными. В этом случае агрегатор теряет комиссию , потому что клиент отказывается от поездки, нажав соответствующую кнопку в приложении. После отказа и «перезаказа» цена новой поездки для пассажира в Яндекс-такси возрастает: таковы правила агрегатора… В общем, пассажир всегда оказывается крайним.

Число жалоб на тарифы тех, кто был за рулем такси 5 февраля, достигло такого количества, что этим вопросом заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Там обещали провести расследование «в случае поступления в антимонопольный орган соответствующих заявлений от граждан или появления публикаций в СМИ». Так пояснили «Нашей Версии» в пресс-службе ФАС России.

Данную публикацию мы тоже просим рассматривать как заявление.

Справка

Агрегаторы, заменившие таксопарки, считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. В отличие от таксопарков агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, опоздание в аэропорт и техническую неисправность авто.

Источник

Похожие новости